Коммунисты и религия

 

Пapmuя стремится к фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков, организуя для этого самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду. Пpu этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма.
В. И. Ленин, т.38, C.118.

Немного истории
В годы Советской власти и строительства социализма (оно было прервано так и не завершенным) отношение к религии и церкви было разным, оно менялось. На отношении Коммунистической партии и Советской власти, к религии и церкви существенно сказалось то, что церковь (не только православная) и после революции по вековой традиции поддерживала эксплуататорские классы, пыталась противостоять власти рабочих и крестьян, строительству социализма, государство жестоко – порой очень жестоко – карало за контрреволюционную деятельность и антисоветскую пропаганду. Однако в целом законы Советской власти были справедливы, они предоставляли условия для религиозной деятельности. А когда руководители церкви отошли от контрреволюционных акций, решили быть с народом, заняли патриотическую позицию, положение религии и церкви нормализовалось.
К сожалению, у меня под рукой нет точных данных, но припоминается примерно такая статистика: после смерти И.В.Сталина в стране было примерно 45 тысяч действующих православных храмов, после Хрущева – порядка 20 – 25 тысяч, а после Брежнева около 12 тысяч. Так что “разгул атеизма” пришелся на вполне мирное и относительно демократическое время, а не на период диктатуры пролетариата, проклинаемой профессиональными ан¬тисоветчиками и одурелыми интеллигентами – “демократами” как якобы “тоталитарный режим”.
Помимо восстановления истрической правды, коммунист для выработки правильного отношения к религии и церкви должен опираться на а) общие принципиальные установки научного мировоззрения и б) анализ роли и места религии в современной общественной борьбе.

Марксизм и религия
В статье “Об отношении рабочей партии к религии” (1909 г.) В. И. Ленин пишет: «Религия есть опиум народа, – это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса” (Полн. собр.соч., т.17, стр.416). Как видим, Ленин здесь указывает две главные стороны отношения к религии и церкви – миро¬воззренческую и политическую. Как ни важна была в то время политическая сторона дела (церковь выступала на стороне эксп¬луататорского строя, и религия служила идеологическим оружи¬ем его защиты), Ленин все же отдает приоритет подходу с позиции научного мировоззрения и предостерегает против “войны с религией”: такое объявление воины есть лучший способ оживить интерес к религии и затруднить дей¬ствительное отмирание религии” (там же).
Ленин указывает, что дело рабочей партии – не воевать с религией, а возглавить освобождение общества от эксплуататорского строя, угнетающего трудящихся экономически, социально и духовно. Никакая просветительная книжка не вытравит религии из забитых капиталистической каторгой масс, зависящих от слепых разрушительных сил капитализма, пока эти массы сами не научатся объединение, организованно, планомерно, сознательно бороться против этого корня религии, против господства капитала во всех формах” (там же, стр.419).

И после 1917 года наш народ пошел по этому пути. Просвещая массы, открыв им доступ к образованию и культуре, приобщая к научному мировоззрению, социалистический строй и Советская власть освобождали их от религиозных иллюзий. Но все-таки важнее, главнее было избавление трудового народа от ига эксплуатации – это было начало преодоления социального отчуждения, именно начало, которое горячие головы объявили чуть ли не завершением (“развернутое коммунистическое строительство”, “полная и окончательная победа социализма”, “развитой социализм), развивая — которое, конечно же, не должно быть свойственно социализму и коммунизму как учению, движению, общественному устройству.

Преодоление религиозных иллюзий, по Марксу, есть дело далекого будущего. “Религиозное отражение действительного мира, – писал он в I томе “Капитала , – может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой», «когда строй общественного жизненного процесса… станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным плано¬мерным контролем” (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.23, стр.90).
Следовательно, попытки преодолеть религию сейчас или в обозримом будущем – утопичны и реакционны. Религию, хочешь не хочешь, придется признать неизбежным элементом со¬временного общества (главным образом, общественного сознания) и исходить из этого, определяя позицию коммунистов.

Партия и религия: современные аспекты
Рассмотрим только два вопроса – о возможности религиозных верований для члена коммунис¬тической партии и об отношении к различным современным конфессиям.

В уже цитированной статье Ленин рассуждает о членстве в партии священнослужителей. Проследим его логику:
“Нельзя, – пишет Ленин, – раз навсегда и для всех условий объявить, что священники не могут быть членами социал-демократической партии, но нельзя раз навсегда выставить обратное правило. Если священник идет к нам для совместной политичес¬кой работы и выполняет добросовестно партийную работу, не выступая против программы партии, то мы можем принять его в ряды с.д. И если бы например, священник вошел в партию с.д. и стал вести в этой партии, как свою главную и почти единственную работу, активную проповедь религиозных воззрений, то партия безусловно должна была бы исключить его из своей среды, (там же, с.422)

Очень актуальная, очень со¬временная постановка вопроса! Не только верующие, но и священники могут быть коммунистами. Но в партии место лишь тем, кто прежде всего отстаивает коммунистические идея, борется против антинародного режима, против насаждения капитализма, против колонизации нашей страны и закабаления народа – за власть трудящихся, за социализм.

Приведенный отрывок актуален еще и потому, что и пору безбрежного религиозного ренессанса, вызванного духовным вакуумом после разгрома КПСС, уцепились за религию как за моду и некоторые коммунистические лидеры (хорошо, хоть со свечкой не позировали, как Ельцин), декларируя свою духовность, и понимая под духовностью только веру в бога. Им невдомек, что они ставят себя в положение того священника, который, пойдя в партию, занимается проповедью религиозных воззрений.
Как отнестись к таким случаям, Ленин сказал достаточно ясно.

Второй вопрос – об отношении к различным вероучениям – сейчас стоит политически очень остро. Ведется массированная культурно-духовная экспансия из-за рубежа, поощряемая антинациональным режимом. Встает реальная угроза культурной самобытности и самостоятельности нашего народа. Я, коммунист и атеист, считаю, что долг коммунистов – поддержать отечественные религии, поставить прочный заслон потоку зарубежных религиозных и псевдорелигиозных сект. Конечно, поддержка эта имеет границы. Во-первых, коммунистам вовсе необязательно становиться в позицию религиозных проповедников. Во-вторых, надо, как учил Христос, отделять овец от козлищ – всячески разоблачать явно реакционную (или лицемерно прикрываемую) позицию тех религиозных деятелей, которые идеологически и политически служат закабалению России и ее народа, например, включаются в кампанию лжи и клеветы на историю советской эпохи, восхваляют антинародный режим и грабительские “реформы”, стремятся ослабить патриотическую оппозицию.

Пример формулирования современного отношения коммунистов к религии содержится в Программе партии “Союз коммунистов”. Публикуя соответствующий ее раздел мы хотели бы знать мнение читателей.

 В.С.Марков.

 Отношение к религии
В точном смысле слова отношение к религии не может быть единым, ибо словом “религия” обозначаются три совершенно разных общественных феномена:
1) церковные организации и религиозные объединения, 2) религиозная идеология и 3) верующие люди.
Соответственно этому и должно определяться отношение коммунистов к религии. Партия “Союз коммунистов” подтверждает свою приверженность таким общедемократическим требованиям, как отделение церкви от государства, а школы – от церкви, светский характер образования. Сейчас оба эти требования нарушаются: церковная организация внедряется в Вооруженные силы, а в системе образования свободно действуют представители самых разных конфессий.
1) Церковные организации свободны в своих действиях, если они не нарушают законов, не ущемляют прав человека.
2) Религиозная идеология может свободно пропагандироваться, если под ее прикрытием не осуществляются иные цели. Ей может быть противопоставлено только просвещение. Столь же свободно пропагандируются атеистические взгляды, научное мировоззрение.
3) В отношении к верующим партия исходит из того, что они такие же полноправные граждане, как и неверующие. Свобода совести, свобода исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой – незыблемое право человека, его личное дело (это относится и к членам партии).
В условиях массированной и постоянно наращиваемой духовной экспансии из-за рубежа необходимо принятие жестких государственных мер, ограничивающих эту экспансию. Должна быть резко увеличена плата за предоставление представителям зарубежных конфессий (большей частью псевдорелигиозных сект) помещений и средств массовой информации; псевдорелигиозные организации должны разоблачаться и изгоняться. Организации и объединения, финансируемые из-за рубежа и имеющие управляющие центры в других странах, обязаны регистрироваться (берем пример с США) в качестве иностранных агентов. Подобные ограничения не касаются отечественных конфессий – православия, включая старообрядчество, ислама, буддизма. Несколько иначе обстоит дело с иудаизмом, проповедующим идею национальной исключительности и этнически-племенной обособленности, освященных догматами религии, и связанным с сионизмом как разновидностью расизма.
Социал-демократы не разделяют воззрений христианской религии. Но, заявляя это, я считаю своим, долгом, сейчас же. прямо и открыто сказать, что социал-демократия борется за полную свободу совести и относится с полным, уважением, ко всякому искреннему убеждению в делах веры, раз это убеждение не проводится в жизнь путем насилия или обмана.
В. И. Ленин, т.15, C.156-157.

2 thoughts on “Коммунисты и религия

  1. Никогда такому не бывать, чтобы представители светлой идеи Коммунизма сотрудничали с такой мерзостью как Религия. Религия – это средство угнетения трудящихся, религия на стороне богатых – рабовладельцев, феодалов,дворян, буржуазии, потому что вся эта паразитическая сволочь украдет у трудящихся и построит церквушку.
    И верующие по своему опыту подлые, жестокие, эгоистичные.
    У меня было 6 православных женщин и 1 наставник на заводе – все православные. Но все это зло. И истинное счастье я обрел с неверующей женщиной, а покровителем на работе у меня был адвентист – золотой человек. Мой нынешний шеф – атеист – золотой человек.
    Так что православие – высшая форма зла, сребролюбия и лицемерия. И правильно при Святой Советской Власти били попов и валяли храмы подлости и лицемерия – православные храмы. Товарищи пишите мне, всегда рад. Мой адрес: alpha1978@ukr.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *