Да здравствует Солнце! Да скроется тьма!

Да здравствует Солнце! Да скроется тьма!
А.С.Пушкин

16 февраля 1942 года в тайном партизанском лагере в семье прославленного борца против японского империализма Ким Ир Сена и выдающейся революционерки Ким Чен Сук родился мальчик, наречённый Ким Чен Иром. На четвёртом году своей жизни вместе со своими родителями он вернулся на освобождённую Родину. Ещё будучи студентом Университета имени Ким Ир Сена в Пхеньяне, он стал незаурядным вожаком молодёжи, показав отличные способности организатора, необыкновенную широту интересов и глубокое знание общественных наук, причём особенно открытых его великим отцом принципов и идей новаторской теории и идеологии чучхе, по праву став плечом к плечу с Ким Ир Сеном в качестве его ближайшего соратника. В считанные годы его имя облетело всю страну, и он был признан партией, армией и народом как любимый руководитель, достойный преемник великого вождя. Именно по инициативе Ким Ир Сена день рождения Ким Чен Ира отмечается как великий национальный праздник – наравне с днём рождения Ким Ир Сена – Днём Солнца.
Ким Ир Сен и Ким Чен Ир явили собой новый тип коммунистического руководителя, органически сочетая в своей политике последовательно классовый подход с позиций революционного рабочего класса с неизменной опорой на интересы и чаяния всего народа, страны и нации. Такую возможность дают открытые Ким Ир Сеном идеи чучхе, гениально уловившим тот момент в современной истории, когда решающей силой в борьбе за социализм стали не только революционный рабочий класс и его политический авангард – коммунистическая партия, но народные массы в целом. Иначе говоря, когда сбылся, приобрёл непосредственную практическую силу гениальный прогноз Карла Маркса, что истинными творцами истории являются народные массы. Идеи чучхе благодаря этому обозначили новую ступень в развитии мировой революционной мысли, новый её уровень.
Сердцевину новаторской теории и идеологии чучхе выражает девиз Ким Ир Сена – «Поклоняться народу, как небу!», воспринятый Ким Чен Иром как основа личных убеждений, как фундаментальный принцип всей его разносторонней деятельности по руководству строительством социализма корейского образца. Вера во всемогущество народных масс, сплочённых единством цели, единством воли, единством идей, вполне оправдала себя. Сквозь все бури и штормы прошла КНДР, выходя всякий раз из тяжких испытаний ещё более окрепшей и мощной.
Ким Ир Сен, открывший идеи чучхе и вооруживший ими партию и народ, навеки обессмертил своё имя. Под знаменем идей чучхе и под водительством Ким Ир Сена было ликвидировано иго японского империализма. Северная Корея вступила в полосу всестороннего национального возрождения, строя социализм для народа, глубоко отвечающий его интересам и традициям, обеспечивающий всё более полное осуществление самостоятельности народных масс.
На долю Ким Чен Ира выпали не менее сложные задачи. Вступив в руководство партией и государством ещё при жизни Ким Ир Сена и наравне с ним, Ким Чен Ир взял на себя труд по систематизации и творческому всестороннему развитию теории и идеологии чучхе и возглавил огромную работу по преобразованию всей жизни общества на принципах чучхе. В этом его бессмертная заслуга. Когда мы вспоминаем о великом вожде Ким Ир Сене, по праву называемом Солнцем нации, мы неизменно вспоминаем и о товарище Ким Чен Ире. Свет и тепло высоконравственной политики партии и государства, выработанной Ким Ир Сеном и успешно продолженной и развитой Ким Чен Иром, и поныне ярко освещают путь Кореи, согревают сердца корейцев, удваивают их творческую созидательную энергию и ещё более укрепляют их решимость до конца осуществить самостоятельность страны и нации.

Неоценим вклад Ким Чен Ира в развитие теории и практики строительства социализма в КНДР. Трудно сказать об этом лучше, чем его преемник товарищ Ким Чен Ын, нынешний верховный руководитель социалистической Кореи:
«Его идеи и линия – это вечное руководство к действию для нашей партии и революции, это всепобеждающее знамя, правота и жизненность которого подтверждены практикой революции. В отрыве от выдвинутых им идей и линии немыслимо победоносное продвижение и свершение нашего революционного дела. И впредь наша партия, как в прошлом, будет вести революцию к славной победе, а для этого необходимо глубоко почитать товарища Ким Чен Ира как вечного её Генерального секретаря и последовательно претворять в жизнь его идеи и линию, обязательно взяв их на вооружение».

Чучхе как теория и философия революционной практики

Наиболее ясно и сжато, ярко и убедительно разъясняет товарищ Ким Чен Ир одну из главных характеристик теории и идеологии чучхе – опору на национальную почву – в своей работе «Хранить чучхейский и национальный характер революции и строительства нового общества». Цитируем, чтобы не испортить пересказом:
«Принцип чучхе в революционной борьбе и строительстве нового общества состоит в том, что сами народные массы, став в стране хозяевами, самостоятельно и творчески распоряжаются своей судьбой, судьбами своей страны и нации. Сохранять национальный характер – значит беречь и развивать присущие нации её лучшие характерные черты, использовать их во всех сферах общественной жизни.
Стоять на таких позициях принципиально требуется для свершения дела социализма в соответствии с его самостоятельной природой, с историческими и ныне существующими условиями. Дело социализма есть самостоятельный революционный процесс, который нацелен на осуществление самостоятельности народных масс и который движется вперёд и получает окончательное завершение благодаря борьбе самих народных масс. Страна и нация – это основа в жизни человека, это основное поле в решении его судьбы. Судьба народных масс неразрывно связана с судьбой страны и нации. Народные массы живут и решают свою судьбу в национально-государственных рамках. Значит, вне страны и нации дело обретения самостоятельности народных масс, дело социализма немыслимо, без самостоятельности страны и нации самостоятельность народных масс неосуществима. Человек, член общества, принадлежит к тому или иному классу, группе населения и вместе с тем является составной частью нации, ему свойственны наряду с классовыми признаками национальные черты. У каждой нации имеются присущие ей исторически сложившиеся и утвердившиеся культура и традиции. Вот почему, игнорируя национальную специфику, невозможно осуществить стремление народных масс к самостоятельности, надёжно обеспечить их интересы. Лишь при сохранении принципа чучхе и национальных черт дело социализма может стать подлинно революционным, нацеленным на защиту, осуществление самостоятельности народных масс, на независимое развитие и процветание нации.
Сохранять чучхейский и национальный характер – это общее требование, общее стремление народов всех стран. Нет такого народа, который не любил бы свою родину, свою нацию, не дорожил бы ими. Не может быть такого народа, которому было бы по нраву попрание и игнорирование его национального достоинства и духа. Чтобы дело социализма пустило глубокие корни в людских сердцах и, пользуясь горячей поддержкой и симпатией народных масс, продвигалось вперёд, необходимо придерживаться принципа чучхе и национальной специфики в осуществлении дела социализма, оберегать достоинство страны и её национальный дух».
Из этого богатого содержанием фрагмента вытекает немало выводов, чрезвычайно важных для внутренней и внешней политики любого государства, если оно стремится обеспечить самостоятельную жизнь и успешное самостоятельное развитие своей нации
(или своего многонационального населения, как это исторически сложилось в нашей цивилизации, где вокруг русского народа – её ядра – объединились многие десятки наций и народностей, выработав на протяжении веков общенациональные интересы как приоритетные, гармонизирующие частные, не давая разрушиться целому).
Так, например, во внешней политике, во взаимоотношениях с окружающим миром, с весьма неоднородной и полной противоречий международной средой, на первый план выступает государственный суверенитет. Его необходимо постоянно укреплять и отстаивать, ибо он составляет коренное условие самостоятельности страны и её народа. Вся история до предела неспокойного, даже бурного прошедшего ХХ столетия полна примерами, с одной стороны, героической национально-освободительной борьбы народов за обретение или восстановление государственного суверенитета, а с другой стороны – примерами непрерывного посягательства агрессивных империалистических держав на государственный суверенитет политически независимых стран, народы которых вынуждены вести изнурительные, кровопролитные войны, отстаивая свою свободу и независимость, своё законное право на самостоятельное существование и самостоятельный путь развития.
Империалистические государства и их военные блоки, выполняя волю мирового финансового капитала, стремящегося к всевластию на Земле, затевают военно-политические провокации даже против тех независимых государств, которые вроде бы мирно уживаются с империализмом и не обладают столь богатыми природными ресурсами, на которые готова наложить лапу мировая финансовая олигархия. Даже и в этом случае раздражающим фактом для империалистов является независимость, неразрушенный государственный суверенитет других стран, рассматриваемый как реальное или потенциальное препятствие для осуществления «глобализации» (таким интеллигентным термином прикрывается создание «однополярного мира», что тоже есть прикрытие планируемого всевластия мирового финансового капитала на планете). Показателен пример так называемой «арабской весны», подготовленной, спровоцированной и всемерно поддерживаемой агрессивным военным блоком НАТО во главе с империализмом США. Не только природные ресурсы целого ряда государств Северной Африки и Ближнего Востока (прежде всего, запасы углеводородного сырья) разжигали агрессивность империалистических государств и их спецслужб. И не только лютая классовая ненависть (в частности к Ливии, где Каддафи пытался по-своему вести социалистические преобразования). Главная политическая цель агрессоров, разжигавших пламя «оранжевых революций», состояла в ослаблении и разрушении национальных государств, подрыве или ликвидации их государственного суверенитета.
Заслуга Ким Ир Сена и Ким Чен Ира не только перед народом Северной Кореи, но и перед мировым сообществом состоит в мужественном противостоянии империалистической агрессии, блокаде, непрерывным угрозам, военно-политическим провокациям. КНДР явила всему миру железную волю и готовность любой ценой защитить свободу и независимость народа, отстоять и укрепить свой государственный авторитет даже в самых трудных условиях. Не забудем отметить, что именно в период крушения социализма в странах Восточной Европы и в Советском Союзе, в момент развала самого Советского Союза дело обороны и военного строительства в КНДР было сосредоточено в руках Ким Чен Ира. Его последовательная, твёрдая и гибкая политика обеспечила успешное противостояние всем попыткам империализма сломить государственную волю страны, объявленной принадлежащей к «оси зла», на которую можно в любой момент напасть, не стесняясь в средствах войны. Государственный суверенитет был надёжно защищён с помощью политики сонгун (во всех делах приоритет принадлежит военному делу), а социалистическая Корея уверенно шла и идёт путём самостоятельности.
Другая важнейшая особенность теории и практики чучхе состоит в том, что на первое место в строительстве социализма с корейской спецификой выдвигается человек. Он занимает центральное место в решении проблем общественного развития. Человек – хозяин своей судьбы, хозяин всего в мире, призванный преобразовать мир в своих интересах. Он – хозяин истории, главный двигатель революционной социально-исторической практики. Рассматриваемая в этом плане философия чучхе есть философия практики, и сердцевину её составляет учение о месте человека в мире как преобразователя мира в своих интересах. Теория чучхе не отрицает научного вывода К.Маркса о том, что сущность человека определяется совокупностью общественных отношений. Недостаток этого, в общем-то верного, вывода состоит в том, что в тени остаётся собственная активность человека, который призван преобразовать и сами эти общественные отношения. Мировоззренческая новизна учения чучхе о человеке как раз в том и состоит, что человек рассматривается как активный субъект революционно-преобразующей социально-исторической практики. Отсюда вытекает новаторский взгляд на сущностные качества общественного человека как субъекта практики.
В своём труде «Об идеях чучхе» товарищ Ким Чен Ир пишет:
«Философский принцип идей чучхе, ставящий человека в центр внимания, освещает его место и роль в мире.
Товарищ Ким Ир Сен указал, что человек – общественное существо, обладающее самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью».
И далее Ким Чен Ир даёт более развёрнутую характеристику этих сущностных качеств человека – по отдельности и в их взаимосвязи.
«Самостоятельность является свойством общественного человека, стремящегося жить и развиваться самостоятельно как властелин мира и хозяин своей судьбы. Благодаря своей самостоятельности человек разрушает природные оковы, борется против всех форм зависимости в обществе, ставит всё на службу себе».
«Человек – это существо, обладающее способностью к творчеству, то есть творческое общественное существо.
Способность к творчеству – свойство общественного человека, целенаправленно преобразующего мир и решающего свою судьбу. Благодаря своей способности к творчеству человек преобразует старое, создаёт новое, всё более активно преобразует природу и общество в своих интересах».
«Сознательность является свойством общественного человека, которое определяет всю его деятельность, направленную на познание и преобразование мира и самого себя. Человек, обладая сознательностью, познаёт мир и закономерности его развития, преобразует природу и развивает общество в соответствии со своими потребностями. Сознательность гарантирует самостоятельность и творческую способность человека как общественного существа, обеспечивает его целенаправленную познавательную и практическую деятельность».
«Большое влияние оказывают на деятельность человека природная среда и социальные условия. В зависимости от того, благоприятна ли для жизни человека или нет природная среда, в особенности от того, прогрессивный или реакционный политический, экономический строй существует в данном обществе, будут складываться соответствующие условия для деятельности человека по преобразованию природы и развитию общества. Эта его работа может протекать благоприятно, или же она будет ограничена и скована.
Однако человек не подчиняется окружающей среде и внешним условиям. Своей самостоятельной, творческой и сознательной деятельностью он преобразует в свою пользу то, что противоречит его потребностям, разрушает старое, реакционное и строит новое, прогрессивное и, таким образом, неуклонно преобразует природу и общество. Это и есть деятельность, борьба человека за то, чтобы изменить мир и преобразовать его так, чтобы он более эффективно служил его потребностям.
По-новому освещая существенные особенности человека, его место и роль в мире, идеи чучхе стали мировоззрением, в центре которого стоит человек».
«В ходе исторического развития ещё более возрастает роль и значение места человека как властелина мира, благодаря его самостоятельной, творческой, сознательной борьбе с каждым днём расширяется в мире сфера деятельности, которая подчиняется воле человека. В наши дни народные массы становятся подлинными хозяевами мира, благодаря их борьбе мир ещё лучше служит их интересам. Наша действительность, когда чрезвычайно возрастает роль и значение места народных масс как властелинов мира, с новой силой подтверждает правоту и жизненность чучхейского философского принципа, что человек – хозяин всего, что он решает всё».
Велико и практическое значение новаторской постановки вопроса о сущностных качествах человека. Это – основа политики партии и государства в деле образования и воспитания подрастающих поколений, надёжные ориентиры для методичного наращивания человеческого потенциала – главного богатства общества.
Смешно даже сравнивать эту продуманную, мировоззренчески и научно обоснованную политику и повседневную деятельность государства и общества по её реализации, скажем, с теми «реформами», которые проводятся не первый год Минобрнауки РФ. Бедная Россия! В ней утрачиваются достоинства системы образования, которая ещё не так давно считалась лучшей в мире. Цели образования забыты, один из министров брякнул даже такую глупость, что школа должна готовить потребителей. Направления «реформ» определяются многочисленностью умозрительных показателей, большей частью высосанных из чиновничьего пальца и имеющих к определению эффективности образования весьма косвенное значение. Содержание учебных программ и пособий не преследует цели развития личности, а нередко наносит прямой ущерб этой цели. В РФ более уместен разговор о разрушении, обеднении человеческого потенциала, чем о его наращивании, – катастрофа ещё не произошла, но уже маячит на горизонте. Приток молодёжи в сферу науки – особенно фундаментальной, находящейся в бедственном состоянии, – до предела сокращён, таланты бегут за границу.
В КНДР созданы максимально возможные благоприятные условия для учёбы и внешкольного развития личности. Накоплен и наращивается далее большой человеческий потенциал, благодаря чему мир неожиданно увидит новую высокоразвитую страну, когда этот потенциал даст огромную отдачу в самых разнообразных сферах материального и духовного производства. Так и произойдёт в недалёком будущем.

Перспективы социализма в современном мире

Более двадцати лет назад в странах Восточной Европы и в СССР социалистический строй был подорван и разрушен. Это была трагедия мирового масштаба. Причины трагедии до сих пор не имеют цельного и точного анализа. Преобладают объяснения такого рода: враги социализма, геополитические противники нашей страны потратили триллионы долларов на подрывную работу; возникла и разрослась «пятая колонна» мирового империализма; на верхушку партийного и государственного руководства пробрались политически неустойчивые люди, включая прямых предателей и т.д. Короче говоря, все беды возникли вследствие происков врагов.
Особенно заметен был такой подход совсем недавно, когда отмечалось 90-летие образования Союза ССР. Ну, враги на то они и враги, чтобы разрушать и гадить. А где были коммунисты? В одной только России их было 10 миллионов человек. Но принято говорить: СССР развалили враги из-за рубежа и отчасти изнутри продажными шкурами. Серьёзных внутренних причин вроде бы и не было. Тем самым исподволь снимается ответственность с коммунистических организаций и с массы коммунистов, вина за развал СССР возлагается лишь на высшее руководство КПСС, да и то выборочно – на наиболее одиозные фигуры явных предателей и их пособников. Это неверно, а значит, вредно. Тем самым глушится критика и самокритика по этому вопросу, коммунисты отстраняются от разбора недостатков и ошибок в политике КПСС, а значит, и от учёбы на собственных ошибках. «Собственных», конечно, не в смысле личных каждого коммуниста, а в том смысле, как говорил В.И.Ленин ещё в начале ХХ века: партия отвечает за каждого своего члена, но и члены партии отвечают за неё.
Похоже, что вожди Северной Кореи были более заинтересованы в выяснении причин поражений социализма, чем коммунисты тех стран (особенно руководители), где и произошли эти тяжкие поражения. Об этом говорил неоднократно Ким Ир Сен, а Ким Чен Ир создал значительный цикл работ на эту тему, проделав фактически тот труд, которым должны были заниматься «местные» коммунисты.
В Беседе с председателем Рабочей партии – Коммунисты Швеции летом 1992 года товарищ Ким Ир Сен сосредоточил внимание на двух вопросах: о самостоятельности в ведении революции и строительства нового общества и об укреплении партии. Несамостоятельность, низкопоклонство – эти оценки относятся главным образом к партиям Восточной Европы, а вот разрастание ревизионизма – непосредственно к КПСС и её партийно-государственному руководству. «…Дело дошло до того, – говорил Ким Ир Сен, – что руководители КПСС, призывая к «новому мышлению», в конце концов, скатились к космополитизму – доктрине империалистов».
«Новое мышление» с которым выступили руководители бывшей КПСС, носило капитулянтский характер. Не противоборствовать с империалистами, а сотрудничать и сосуществовать с ними – вот к чему призывало содержание их «нового мышления». Намерение сотрудничать и сосуществовать с империалистами означает в конечном счёте капитуляцию перед ними. Природа империализма никогда не изменится».
«Социалистические страны Восточной Европы потерпели крах, можно считать, по двум причинам.
Первая состоит в том, что руководители этих стран допускали низкопоклонство, преклонение перед большой страной».
«Вторая причина провала социалистических стран Восточной Европы – в жестоком бюрократизме их лидеров». «…Руководители социалистических стран Восточной Европы не всегда были с народом и проводили политику, либо, как говорится, взятую с потолка рабочего кабинета, либо заимствованную у Москвы. Если люди не очень благожелательно реагировали на их волюнтаризм, на политику, не соответствующую желанию народных масс и условиям страны, то они начали навязывать её бюрократическим путём. Оторвавшись таким образом от народа, в конце концов, они вызвали серьёзнейшие последствия – поражение социализма”.
Ким Чен Ир, как уже говорилось, посвятил анализу причин поражения социализма большой цикл работ. Уже в январе 1990 года он предсказал и поражение социализма в СССР, и развал Советского Союза.
Внимание Ким Чен Ира было обращено на застой и искажения в области теории, причём виновные в этом искали причины в самом марксизме-ленинизме и в социалистическом строе. “Современные ревизионисты, шумя об “ошибках” былых времён в строительстве социализма, связывают их с марксизмом-ленинизмом и забрасывают грязью его основоположников… Что касается ошибок, допущенных в ряде стран в строительстве социализма, то ответственность лежит не на марксизме-ленинизме и его основоположниках, а на партиях тех стран, допустивших догматизм и ревизионизм”.
“Догматизм и ревизионизм повлекли за собой тяжкие последствия: в некоторых странах социализм не мог как следует проявить свою жизненную силу и стал постепенно перерождаться, в строительстве социализма возникли затруднения. Используя предоставленный им шанс, империалисты и другие реакционеры усилили яростные антисоциалистические вылазки, а современные ревизионисты, подстрекаемые и поддерживаемые ими, прикрываясь вывеской “социал-демократии”, в открытую встали на путь проведения капиталистической реставрации.
Социал-демократия (это замечание важно и актуально для положения в коммунистическом движении в России! – В.М.) издавна представляет собой идеологическое течение правого оппортунизма. Социал-демократия, оппортунисты всяких мастей и оттенков – это реакционные идеологические течения, которые уже давно использовались империалистами и другими реакционерами для дезорганизации коммунистического и рабочего движения изнутри”.
Об обширности круга рассматриваемых Ким Чен Иром вопросов свидетельствуют заглавия его трудов, донельзя актуальных в идеологической борьбе в России:
“К некоторым вопросам об идеологических основах социализма”;
“Победит социализм нашего образца, служащий интересам народных масс”;
“Исторический урок строительства социализма и генеральная линия нашей партии”;
“Клевета на социализм недопустима”;
“Социализм – это наука”;
“Ставить во главу угла идеологическую работу – закономерное требование дела социализма”;
“Уважать старшее поколение революции – высокий моральный долг революционеров”.
И ряд других работ, в том числе названные или цитируемые в данной статье. Все они в той или иной мере входят в арсенал современной идеологической борьбы. Пора бы коммунистическим организациям России взять из этого арсенала победоносное оружие в борьбе теорий и идеологий и, сплотившись в Объединённую коммунистическую партию, представляющую интересы всех трудовых слоёв населения страны, возглавить здоровые силы народа и вывести задачи перехода к социализму из сферы звонких лозунгов в практическое движение.
Теоретическое и идейно-политическое наследие Ким Чен Ира разнообразно и обладает большой практической силой. Ким Чен Ир, кроме всего прочего, показал своими работами, сколь велик резерв дальнейшего развития теории и идеологии чучхе, которая имеет мощное международное значение.

Владимир Марков,
секретарь ЦК Всесоюзной партии
“Союз коммунистов”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *