Великий Октябрь и Россия

93 года миновали с тех пор, как в Петрограде одержало победу вооруженное восстание рабочих-красногвардейцев, матросов Балтики и солдат столичного гарнизона. Политический переворот, осуществленный с фантастически минимальными жертвами, перерос в общенародную революцию: 11 Всероссийский съезд Советов подтвердил свержение буржуазного Временного правительства и принял на себя всю полноту власти.
Советская власть с самого начала проявила себя как власть подавляющего большинства населения бывшей Российской империи, соединив Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов – политическую основу государства трудового народа. «Кто был никем, тот станет всем!» эти слова пролетарского гимна, воспринятого большевиками от легендарной Парижской Коммуны, тотчас же стали претворяться в действительность. Веками угнетенные и униженные, нещадно эксплуатируемые трудящиеся массы, взяли в свои руки государственную власть ради построения нового общества – общества социальной справедливости и составили тело, основу и источник воли новой государственности.
Великая Октябрьская социалистическая революция означала решительный разрыв с прошлым, со старым миром угнетения и насилия. Этот разрыв ясно обозначился уже в первых принятых съездом Советах ленинских Декретах – о мире и о земле.

Декрет о мире, положенный в основу советской внешней политики, не только провозглашал выход России из империалистической войны, принесшей народу неисчислимые бедствия, страдания и жертвы, из войны, чуждой интересам трудящихся масс. Декрет отвергал в принципе участие России в захватнических войнах и призывал народы мира к их осуждению и к активной борьбе за прекращение империалистической войны. Не менее важно и то, что новое, Советское государство заявляло тем самым о выходе России из системы империализма, о своей антиимпериалистической внешней политике. Декрет имел ясно выраженную антивоенную направленность, но пацифистской наивности в нем не было, ибо признавалось право народов не только на государственную независимость, но и право на защиту своей независимости, на справедливую войну, – впрочем, молодой Советской Республике уже вскоре пришлось реализовать это право на деле, воюя против империалистической интервенции и разнородных белогвардейских армий, которые фактически воевали за интересы мирового финансового капитала (в знаменитом Кратком курсе «Истории ВКП(б)» Гражданская война с полным основанием была определена как война Отечественная).

Не менее радикальный разрыв с прошлым, с миром эксплуатации и угнетения содержал в себе и Декрет о земле. Он подорвал экономическую основу господства помещиков («высшего» сословия, самого реакционного, воплощающего мощь еще не сошедшего с арены истории феодализма), а также новых, капиталистических землевладельцев – от скупщиков земли из числа торговцев и финансовых спекулянтов до кулачества.

Особо надо подчеркнуть, что в Декрет о земле был включен Наказ о земле, составленный на основе 242 местных крестьянских наказов. В.И.Ленина даже пытались обвинить в том, что он «свистнул» этот документ у эсеров. Вот что он отвечал на этот упрек в докладе о земле. «Здесь раздаются голоса, что сам декрет и наказ составлен социалистами-революционерами. Пусть так. Не все ли равно, кем он составлен, но, как демократическое правительство, мы не можем обойти постановление народных низов, хотя бы мы с ним были несогласны. В огне жизни, применяя его на практике, проводя его на местах, крестьяне сами поймут, где правда». «Жизнь – лучший учитель, а она укажет, кто прав, и пусть крестьяне с одного конца, а мы с другого конца будем разрешать этот вопрос. Жизнь заставит нас сблизиться в общем потоке революционного творчества, в выработке новых государственных форм. Мы должны следовать за жизнью, мы должны предоставить полную свободу творчества народным массам». А ключевое требование русского крестьянства было выражено в Наказе о земле так: «Частная собственность на землю отменяется навсегда».

Основываясь на собственных экономических интересах российского (в большинстве – русского) крестьянства, Декрет о земле проложил дорогу к строительству нового общества как русского советского социализма.
Три года спустя в докладе на У111 Всероссийском съезде Советов Ленин так продолжил мысль о вовлечении народа в историческое творчество: «Здесь оправдывается одно из самых глубоких положений марксизма, в то же время являющееся самым простым и понятным. Чем больше размах, чем больше широта исторических действий, тем больше число людей, которое в этих действиях участвует, и, наоборот, чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов. В последнем счете потому наша революция все остальные революции далеко оставила за собой, что она подняла через Советскую власть к активному участию в государственном строительстве десятки миллионов тех, которые раньше оставались незаинтересованными в этом строительстве». С горечью приходится признать, что этот урок был позднее забыт партийной и государственной верхушкой, оторвавшейся от народа, что и стало одной из причин крушения социализма в СССР.

Значение Октябрьской революции как гигантского тектонического сдвига во всемирной истории, как полного разрыва с миром эксплуатации и угнетения, как начала новой эры в истории человечества общепризнанно. Революция воплотила в себе решительный разрыв со всеми порядками государственного и хозяйственного управления эксплуататорских классов, с отжившими идеями старого мира, с его моралью и культурой. Этот разрыв осуществлялся в ходе ожесточенной классовой борьбы и потому с нередкими перехлестами, с разрушением того, что разрушать вовсе не требовалось, а, наоборот, надо было преобразовать, сохранить, наследовать и совершенствовать.

И здесь надо указать на то значение Октябрьской революции, которое постепенно выявлялось по мере осуществления социалистических преобразований, однако в советской общественной науке было отмечено и изучено явно недостаточно. Для исторической России (то есть для страны, территориально примерно совпадающей с Российской империей) Великая Октябрьская социалистическая революция означала выход из глубокого кризиса в ее развитии, предотвращение общенациональной «грозящей катастрофы» (по определению Ленина) – хозяйственного упадка, политического хаоса, закабаления мировым финансовым капиталом, территориального расчленения страны и утраты самостоятельности, вплоть до ухода в историческое небытие. Великое значение Октябрьской революции состоит в том, что ее победа обеспечила продолжение истории нашей страны в новых формах. Это значение Революции нужно уяснить возможно точнее, ибо в наше время (может быть, правильнее сказать: безвременье) оно выдвигается на первый план, становится сверхактуальным, жизненно важным.

Свержение Советской власти, разрушение социалистического строя и развал СССР совместными усилиями мировой финансовой олигархии и ее «пятой колонны» внутри страны поставили наше Отечество вновь перед той же «грозящей катастрофой». И опять, как девять десятилетий назад, требуется собрать и напрячь все силы коммунистов и других прогрессивных патриотов, да еще, как говорил Ленин, «убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов». Конечно, надо «предоставить полную свободу творчества народным массам», но для этого необходимо указать верный путь к всестороннему прогрессу, к возрождению страны и народа.

Не будем «искать топор под лавкой». Не будем сочинять умозрительные проекты и строить «модели» с опорой на самые авторитетные цитаты самых знаменитых мыслителей прошлого. Чтобы вырваться из нынешнего плачевного состояния страны и народа и найти верный путь в будущее, нам нужно знать историческую траекторию развития нашего Отечества, а для этого понять наше прошлое в целом, во всей его исторической глубине.
Попробуем ответить на вопросы: продолжение какой истории обеспечила победа Великого Октября? Что можно и что необходимо взять из прошлого, чтобы гарантировать продолжение нашей истории? Или иначе: что есть наше Отечество, по какой дороге мы обязаны идти, чтобы не предать наше прошлое, но и не реставрировать механически его, не застрять в нем, а дать достойный ответ на вызовы современности и уверенно гарантировать наше – именно наше! – будущее?

Русь (Россия, Советский Союз) – это сложившаяся на протяжении многих веков (может быть, тысячелетий) самобытная и самодостаточная русская (российская, евразийская) цивилизация, сообщество множества народностей и племен, сплотившихся волей обстоятельств вокруг русского народа. Они имеют общую историю и общие ее фазы и формационные переходы между ними. Выдающейся и едва ли не главной чертой русской цивилизации является ее общинность (не путать с «соборностью», выражающей межсословные отношения!), обеспечившая ее многонациональный характер. Многие десятки народностей объединились вокруг русского народа, потому что он уважал и ценил их языки, культуры, их хозяйственные и бытовые традиции, их верования и потому помогал им сберечь их самобытность. Отсюда культурное богатство русской цивилизации, и в этом таится та загадочность русской души, недоступная для понимания индивидуалистичного Запада и раздражающая его.

Известны по крайней мере три фазы в истории великой русской цивилизации: родоплеменная языческая, сословно-монархическая православная и возникшая после победы Октября ее высшая, советская фаза. Советская цивилизация явила миру за краткий по историческим меркам срок небывалые успехи во всех областях жизни общества. Тем самым на историческом опыте было доказано, что именно принципы советской цивилизации составляют основу той национальной идеи, о которой говорят, пишут и спорят (большей частью впустую) последние полтора – два десятилетия. Надо только лучше уяснить эти принципы, избавиться от ошибок и искажений (в том числе злостных) и точнее наметить путь возрождения советской цивилизации, сверив его с общей исторической траекторией развития русской цивилизации.

В отношении ошибок и искажений можно воспользоваться выводом одного из великих людей ХХ века. Выдающийся ученый-математик, философ и общественный деятель англичанин Бертран Рассел, побывав в 1920 году в России (ему была предоставлена полная свобода передвижения и контактов, он дважды встречался и беседовал с Лениным), в том же году выпустил книгу «Практика и теория большевизма». Вот этот вывод: «Хотя я не считаю, что коммунизм можно осуществить уже теперь, распространив большевизм, я все же верю, что большевизм, даже если он падет, войдет в историю как легенда, будет восприниматься как героическая попытка, без которой не пришел бы будущий успех. Фундаментальная экономическая реконструкция, чреватая весьма глубокими изменениями в образе мыслей и чувств, в философии и искусстве, личных отношениях, представляется абсолютно необходимой для того, чтобы материальное производство стало слугой человека, а не его господином. Здесь я на стороне большевиков: политически я критикую их лишь тогда, когда их методы кажутся отступлением от их собственных идеалов». Отметим, что «отступления от идеалов» поневоле возникали в обстановке острейшей классовой борьбы и при отсутствии исторического опыта. А позднее опыт уже был накоплен, однако не был достаточно осмыслен. Мешало не столько отсутствие гениев масштаба Ленина и Сталина, сколько догматизация революционной науки и бюрократизация государства, партии и многих сторон общественной жизни.

Нам не нужен возврат в советское прошлое, нам нужно возрождение советской цивилизации именно как высшей фазы русской цивилизации. Она не погибла (иначе можно было бы констатировать гибель русской цивилизации и русского народа, о чем мечтают империалистические русофобы и их прислуга, их «пятая колонна», захватившая рычаги власти) – она лишь придавлена, ограблена, унижена. Но для этого надо восстановить историческую память народа, возобновить советское самосознание, заново возвысить авторитет свободного от эксплуатации труда, советского товарищества, советского патриотизма.

Нам не требуется затевать «новую социалистическую революцию», о чем бормочут «коммунистические» догматики и сектанты, – нам нужно лишь продолжить и достойно завершить дело Великой Октябрьской социалистической революции. Оно требует возрождения и продолжения истории нашей цивилизации. Необходимо прежде всего восстановить главное завоевание Октября – Советскую власть, власть трудового народа. Ключевым звеном в решении этой огромной и неотложной задачи является объединение всех прогрессивных патриотических сил в общенациональном масштабе, изгнание из рядов патриотической оппозиции всех явных и тайных раскольников – пособников контрреволюции, внешней и внутренней. Обеспечив единство всех здоровых сил нашего многонационального народа (и прежде всего создание Объединенной коммунистической партии на месте полутора десятков фракций и сект), мы непременно преодолеем все трудности и угрозы. И победим, возродив нашу великую цивилизацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *