Когда хлеб хала едят: Хала — Википедия – СОВЕТСКАЯ ХАЛА — ЕВРЕЙСКАЯ ХАЛА — СТРАНЫ — ГОРОДА

Содержание

СОВЕТСКАЯ ХАЛА — ЕВРЕЙСКАЯ ХАЛА — СТРАНЫ — ГОРОДА

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Хлеб и значение хлеба в иудаизме

Хлеб — один из основных продуктов питания, выпекаемый, как известно, из муки и воды. В иудаизме хлебом считается такое изделие, которое выпечено из пшеничной, ржаной, полбяной, овсяной или ячменной муки. Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов.

Оглавление

Особое значение хлеба [↑]

Одним из проклятий первому человеку после совершенного им греха было: «в поте лица будешь есть хлеб». Вс-вышний, по сути, указал Адаму пути исправления его ошибки, и эти пути связаны с хлебом. Прежде чем поесть хлеба, человеку предстоит тяжелая работа. В более высоком смысле: чтобы достичь той связи с Вс-вышним, которая у человека была до греха, сейчас нужно будет прикладывать большие усилия.

Среди всех пищевых продуктов хлеб в иудаизме стоит особняком. В чем же главное отличие хлеба от другой еды? Читаем в Торе (Дварим 8:7-18): «Ибо Господь ведёт тебя в хорошую землю, где без скудости будешь есть хлеб, ни в чём не будет у тебя недостатка… и будешь есть, и насытишься, и благословишь Господа, Б-га твоего, за прекрасную землю, что дал тебе. Но помни Господа, Б-га твоего, ибо Он даёт тебе силу приобретать богатство».

Раби Овадья Сфорно объясняет: смысл повеления Торы «помни Господа, Б-га твоего, ибо Он даёт тебе силу приобретать богатство» заключается в исполнении заповеди произносить благословение на еду, то есть благодарить Вс-вышнего за то, что Он посылает нам пищу. В момент насыщения, сытости, довольства человек напоминает себе о Вс-вышнем — Источнике своей силы и величия.

В изготовлении хлеба, безусловно, участвует и человек. Но чтобы уменьшить для нас риск возгордиться и забыть, кто является Источником нашего пропитания, в благословении на хлеб мы говорим, что Вс-вышний «выводит хлеб из земли».

Так сформулировано только благословение на хлеб, а на другие виды пищи благословения составлены по иному принципу. Риск возгордиться и переоценить собственный вклад гораздо больше, именно когда речь идет о хлебе. Остальные плоды достаются нам практически в готовом виде, а вот чтобы изготовить хлеб, необходимо целых одиннадцать ремёсел (трактат Шабат 73а). Поэтому требуется и особое напоминание — чтобы человек не погряз в иллюзиях о собственном величии и крепости своих рук.

Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей.

Закон предписывает (Шулхан Арух 167:4) во время благословения держать хлеб двумя руками и всеми десятью пальцами. И сама браха состоит из десяти слов, как и ее источник — стих из Тэилим. Смысл этого — помочь нам прочувствовать, что, хотя мы трудились над этим хлебом всеми десятью пальцами, наша сила — от Б-га, и Его мы благодарим за этот дар!

В Торе слово «лехем» часто означает не только хлеб, но и еду вообще, например, «И сели они есть хлеб» (Берешит 37:25). Ман также называется хлебом: лэхем абирим — «хлеб доблестных».

Раши в комментарии на пасук 18:5 книги Берешит (где рассказывается о том, как Авраам угощал ангелов) указывает, что в Торе, в Книгах Пророков и в Писаниях находим, что хлеб служит для подкрепления сердца. «Сердце подкрепляющим» хлеб называется и в Псалмах (104:15), и в Книге Шофтим(19:5).

Хлеб в Храме
[↑]

Хлеб особой формы (лехем паним) [↑]

По указанию Торы в Храме пекли особый хлеб. «И возлагай на стол хлеб паним предо Мною постоянно» (Шмот 25:30). В Мишкане-Скинии, а затем и в Храме, около северной стены был расположен специальный стол — шульхан, на котором постоянно находились двенадцать хлебов (в два ряда — по 6 хлебов в каждом ряду один на другом). В книге Ваикра (24:5-9) сказано, что новая партия хлебов расставлялась на столе каждую субботу (выпекались они в пятницу) в первой половине дня, а предыдущая партия, простоявшая всю неделю, после воскурения ладана раздавалась коаним — храмовым служителям.

Чудесным образом хлеб не только не портился в течение всей недели, но даже оставался тёплым и свежим, а маленький кусочек объёмом в маслину насыщал, как обильный обед.

Рамбан и другие комментаторы объясняют этот феномен, раскрывая перед нами саму суть и предназначение стола и хлеба в Храме. В книге царя Шломо

Песнь Песней (4:4) Храм уподоблен шее, связующему звену между головой (мозгом) и остальным телом. Храм — это точка соприкосновения духовного (влияющего) и материального (принимающего) миров. Один из результатов воздействия, влияния — добротные плоды земли, урожаи пшеницы и т.п. Именно в этом состояла функция хлеба в Храме.

Создание чего-то из ничего (йеш ми-аин) имело место только при Сотворении Мира, поясняет Рамбан. Но с тех пор Вс-вышний даёт Своё благословение только чему-то уже существующему. Тора предписывает постоянно возлагать хлебы на стол, чтобы для духовного блага всегда была материальная основа. Отсюда и название стола шульхан, от корня שלח )посылать(, т.к. с его помощью благословение «посылается» сначала на сам хлеб, а затем на все виды пшеницы, причем не только в Эрец-Исраэль, но и во всём мире

(Рабейну Бэхаей к книге Шмот). Поэтому понятно, что хлебы в Храме не были подвластны обычным законам природы, они составляли основу для высшего благословения Творца своему народу.

В старых переводах Торы используется выражение «хлеб предложения», а в современных переводах сказано «хлеб особой формы». Из комментария Раши(Менахот 96а) узнаем, что хлеб для Храма выпекали в особых противнях, поэтому у него получались две «стенки» друг против друга, в отличие от обычных плоских хлебов.

Существует множество комментариев, объясняющих смысл названия этих хлебов на разных уровнях — от пшат до сод. На уровне намёка (рэмез вэ-сод) название «паним» говорит о духовном воздействии хлеба: приносить в наш мир благословение урожая. В книге Зоар сказано, что именно эта заповедь «проникает» в самые глубокие, внутренние (פניס) пласты мироздания и «притягивает» оттуда благодать и изобилие.

Два хлеба (штэй а-лэхем) [↑]

Штэй а-лэхем выпекали из нового урожая пшеницы, выросшей именно в Земле Израиля. До того, как в праздник Шавуот не исполнят заповедь о двух хлебах, в Храм не жертвовали никакие другие приношения, в состав которых входила пшеница, масло или вино, изготовленные из плодов нового урожая.

Чтобы испечь эти особые хлеба, собирали три сэа пшеницы нового урожая, зерна многократно (триста раз) терли и тщательно (пятьсот раз) молотили, чтобы полностью очистить от их оболочки. Очищенное зерно мелко перемалывали и просеивали раз за разом в двенадцати ситах, некоторые из которых были с крупными отверстиями, а некоторые — с мелкими. От муки, предназначенной для выпечки хлебов, отделяли халу. Из тщательно просеянной тончайшей муки брали часть объемом в иссарон, для того чтобы из нее замесить один из хлебов, а затем брали такой же объем муки для того, чтобы из нее отдельно замесить второй хлеб.

Штэй а-лэхем выпекали из квасного теста, для замеса которого пользовались специально приготовленной закваской высокого качества. После того как замешанным по отдельности двум хлебам придавали нужную форму, их заносили на освященную территорию Храма (азара) и по отдельности выпекали в храмовых печах в формах определенных размеров.

В Шавуот эти хлеба коэн использовал во время мусафа, вознося их вместе с жертвенными животными. После жертвоприношения два хлеба вместе с мясом передавали коэнам, причем один из двух хлебов причитался первосвященнику, а второй — всем остальным коэнам, несущим служение в Храме («Йома», 17б).

Сказано в Торе (Бамидбар, 16:17-21): «И говорил Г-сподь Моше так. Говори сынам Исраэля и скажи им: когда придете на землю, на которую Я веду вас, То, когда будете есть от хлеба той земли, возносите возношение (

труму) Г-споду. (От) начатка вашего теста халу (хлебный пирог) возносите в возношение. Как возношение с гумна, так возносите его. От начатка вашего теста давайте Г-споду возношение в поколениях ваших».

То есть заповедь отделения халы была дана евреям в пустыне и вступала в силу, когда они вошли в Землю Израиля. Слова «от начатка» выражают мысль о том, что первое, что мы делает с тестом — это даем труму в знак благодарности Вс-вышнему за Землю и за пропитание, которое Он дает нам. Эта заповедь подобна заповеди отделения десятин от плодов Земли Израиля. В обоих случаях продукты можно есть только после отделения от них положенных частей.

Когда существовал Храм, отделенный кусочек теста отдавали коэну. В настоящее время халу сжигают.

Мудрецы указали, из какого минимального количества муки должно быть приготовлено тесто, чтобы можно было отделить от него халу, и когда выполнить заповедь отделения халы можно с благословением, а когда это делается без него.

Заповедь отделения халы распространяется на нежидкое тесто, сделанное из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, ржи, полбы и овса, предназначенное именно для выпечки, а не для жарения или варки.

Если количество используемой муки составляет примерно 1600 гр. (по мнению Хазон Иша — 2250 гр.), то перед отделением говорится особое благословение. При количестве муки от 1200 до 1600 гр. хала отделяется без благословения.

Отделение халы — одна из трех заповедей, возложенных именно на женщину, наряду с зажиганием субботних свечей и соблюдением законов чистоты семейной жизни. Женщина отдает луч­шее («начаток») от созданного ее руками хлеба.

Хлеб и трапеза [↑]

Наши мудрецы сравнивают обеденный стол с жертвенником в Храме и рассматривают прием пищи как служение Б-гу (Брахот, л.55А). Омовение рук перед едой с произнесением благословения «…ал нетилат ядаим» («…Который освятил нас своими заповедями и заповедал омовение рук»), благословение над хлебом «аМоци…» («Выводящий хлеб из земли»), обмакивание отрезанного ломтя хлеба в соль — все это отражает Б-жественную службу, совершавшуюся некогда в Храме.

Пища, которую мы употребляем, — это не просто материальная вещь. Она имеет и духовную составляющую, обладает «искрой» Б-жественности. Б-жественная сила, заложенная в продуктах питания, дает нам жизнь и позволяет делать добрые дела, исполнять заповеди, подниматься духовно, «прилепиться» к нашему Создателю.

Особую роль хлеб играет в субботних и праздничных трапезах. В начале трапезы на стол ставят два хлеба. Постановили это наши мудрецы, благословенна их память, чтобы мы помнили о мане (небесном хлебе), которого накануне шабата выпадало в два раза больше, чем в другие дни, как сказано: «И вот в шестой день собрали лэхем мишнэ (двойной хлеб)». И поэтому два хлеба называются лэхем мишнэ.

Трапезу с хлебом мы едим трижды в течение субботы, дважды — в праздничные дни: Рош аШана, Суккот, Симхат-Тора. Перед «Йом Киппур» также принято устраивать праздничную трапезу. В Песах вместо обычного хлеба нам заповедано есть «опресноки», то есть мацу.

Когда речь идет о заповеданных трапезах (сеудат мицва) — это значит, что в основе их лежит хлеб. В традиции «сеудат-мицва» заключен глубокий смысл: во время трапезы мы радуемся близости к Б-гу, которой достигаем посредством выполнения мицвы, при этом мы едим пищу, которая сама отражает такую близость.

В корне слова «мицва» заложен смысловой элемент духовного единения — на арамейском языке слово «цавта» означает «вместе». Иначе говоря, мицвот приближают нас к Б-гу, и мы отмечаем эту близость подобающим образом. Такие трапезы устраиваются в честь обрезания (брит-мила), выкупа первенца (пидьон абен), бар-мицвы, свадьбы, шева брахот, в Пурим, по поводу завершения изучения Трактата Талмуда (сеудат-сиюм), а также для того чтобы возблагодарить Вс-вышнего за проявленную особую милость (благодарственная трапеза).

Омовение рук как священнодействие [↑]

Коэны были обязаны освящать свои руки (и ноги) водой и произносить определенные благословения перед Б-жественной службой. Перед тем как приступить к трапезе с хлебом, нам предписывается совершить омовение рук и произнести благословение ״המוציא״ — «Амоци» — на хлеб.

Трума (часть урожая, предназначенная коэну), должна была быть съедена в ритуальной чистоте. Поэтому коаним должны были омывать руки перед тем, как есть труму. И для того, чтобы приучить их делать это постоянно, царь Шломо постановил, чтобы даже простые евреи омывали руки перед трапезой с хлебом (Мишна Брура 158:1). И даже в наше время, когда коаним не могут есть труму, поскольку считаются ритуально нечистыми, это постановление остается в силе — ведь мы надеемся, что в скором времени Храм будет отстроен, поэтому евреи должны быть готовы есть в ритуальной чистоте.

Кроме того, омовение рук необходимо для чистоты и святости. И со времен царя Шломо (Соломон) мы совершаем его, уподобляясь коэнам в Храме, священнодействуя, следуя множеству правил. Омывать руки следует из сосуда, который должен вмещать не менее ревиит воды, быть целым, его верхний край — ровным, без изъянов.

Следует тщательно проверить перед омовением рук, не пристало ли к ним что-либо липкое, полностью ли они чисты, чтобы не было никакого препятствия доступу воды к коже. Женщины должны снять кольца перед омовением.

Выливают воду на всю кисть до запястья, сначала омывают правую руку, а затем левую. Если воды достаточно, то омывают каждую руку по два раза, выливая каждый раз ревиит воды. После омовения произносят благословение «ал нетилат ядаим», после чего вытирают руки, что тоже является частью мицвы омовения рук.

Нельзя разговаривать или отвлекаться на что-либо с момента омовения рук и до тех пор, пока не отведан хлеб. Вытерев руки после омовения, надо сразу же произнести ״המוציא״, обмакнуть хлеб в соль (жертва до ее сожжения в Храме обсыпалась солью) и начать есть. Духовное значение трапезы с хлебом настолько велико, что мы стараемся подчеркивать величие момента ритуальностью каждого действия. Даже для такой простой вещи, как нарезание хлеба в Шульхан Арухе есть специальный раздел.

Завершая трапезу, мы произносим благодарственную молитву биркат-аМазон. Она состоит из четырех благословений, в каждом из которых мы вспоминаем о том добре, которое сделал нам Вс-вышний, осознавая, что от Него зависит пропитание, и благодарим за него.

Не любой хлеб для нас хорош [↑]

Начиная с времен Мишны(Авода Зара 2:6), мудрецы запретили евреям употреблять вино, хлеб, масло и т. д., произведенные неевреем, чтобы создать барьер между евреями и неевреями и тем самым предотвратить возможность заключения смешанных браков (Талмуд определяет подобные запреты как мишум хатнут).

Эти запреты с течением времени некоторым образом изменялись, и сейчас, следуя кодексу Кицур Шульхан Арух, мы не едим хлеб, испеченный неевреем. В некоторых местах допускают послабление и покупают хлеб у булочника-нееврея там; но хлеб, испеченный неевреем для себя, никто не ест, кроме как в тяжелой ситуации или находясь в дороге.

Если еврей подбросил в печку даже только одно полено, пока в ней выпекался хлеб, хлеб разрешен и не называется «нееврейским хлебом».

Нееврейский хлеб, который запретили мудрецы — это именно хлеб из пяти видов злаков. Но хлеб, приготовленный из круп (проса, кукурузы и т.д.) не называется хлебом, и как «нееврейское варево» он также не запрещен, поскольку «не возносится к столу царей» (то есть не считается важным кушаньем).

Хлеб, корочка которого смазана яйцом, запрещен из-за этого яйца, поскольку оно является нееврейским варевом. И лепешки, которые пекутся на железных противнях, и есть основания опасаться, что эти противни смазываются каким-либо жиром, запрещены в любом случае, поскольку впитали запрещенный жир.

Пат шахарит [↑]

Талмуд (трактат Бава Мециа, лист 107) говорит: пат шахаритбе-мелах ве-китон шель маим… — хлеб после утренней молитвы с солью и немного воды оберегают от восьмидесяти трех болезней.

День еврея, живущего по законам Вс-вышнего, начинается с утренней молитвы (шахарит). Пока еврей готовится к молитве и молится — он погружен в духовность. После шахарита нас захватывают будничные заботы, и тут хлеб и вода нам напоминают, что человека «питают», насыщают и дают ему силы — служение Вс-вышнему и Тора.

Еврейская история

Еврейская история

Еврейская кухня одна из древнейших на нашей планете, на развитие которой повлияли религиозные праздники и расселение евреев по всему миру. Рецепты приготовления блюд сохранялись и передавались из поколения в поколение еврейским народом на протяжении многих тысячелетий

Две тысячи лет назад, после изгнания римлянами евреев из Палестины, оформилась община, позже названная сефардской (потомки тех, кто жил в Испании и средиземноморье; Сфарад – на иврите «Испания»). К ним примкнули жители Ближнего Востока – остатки громадных общин Багдада и Йемена. Другая община – ашкеназы – те, кто двинулись на север из Испании и Ближнего Востока и расселились во Франции, Германии, Польше, России и Восточной Европе. И если сефардская кухня впитала в себя пряный колорит Средиземноморья и Ближнего Востока, то ашкеназская, наоборот, отличается сдержанностью и простотой. Евреи жили в Европе, как правило бедно, и им приходилось постоянно думать, как накормить большую семью.

Важно обратить внимание на общеобязательно правило, без которого не мыслима еврейская кухня – Кашрут. В древности считали, что следование кашрута уводит человека от простого удовлетворения чувства голода к духовному началу, возвышающее человека. Кошерная пища делится на три категории: молочное, мясное и нейтральное (парве). Необходимо иметь отдельные наборы столовой и кухонной утвари и места для приготовления молочных и мясных блюд.

Кондитерские изделия в технологии схожи с общими восточными блюдами, но ингредиенты используются иные. Например, в еврейской кухне используется редька там, где в ближневосточной инжир (варенье «Ангемахц»), мучные шарики и мак там, где в закавказской – орехи. Для выпечки используют постное тесто, песочное или «крохное», но в отличие от восточного менее жирное т. е. не масляное, а яичное; яйца (чаще желтки) составляют до 50% от веса муки. Часто в выпечке часть сахара заменяют медом.

Но не смотря на сходство с блюдами востока пряности и приправы использую очень ограничено и не все: имбирь, гвоздика и корица. Это продиктовано желанием сохранить натуральный вкус пищи.

Самое известно мучное изделие, маца – лепешка из теста не прошедшая сбраживания. Ее пекут на Песах (Пасху), евреи в этот день не едят дрожжевой хлеб. Маца может храниться в течении года и быть производной ингредиентом для других блюд, например, размоченная в воде или молоке: кнейдлах (клецки), мацебрай. Смолотая в муку – мацемел для оладий: мацелаткес и хремзлах.

2

Не менее известная после мацы – хала. Плетеный хлеб, посыпанный маком или кунжутом, что символизирует манну небесную. Национальными кондитерскими изделиями являются кихэлэх, зэмэлэх, монелэх, хаменташен.

 

Хаменташен или Уши Амана

Уши Амана или Хаменташен или Озней Аман – традиционное еврейское печенье в форме треугольников «ушек», с начинкой из мака, джема, кураги, чернослива или творога. Пекут его на праздник Пурим, отмечаемый еврейским народом в начале весны.

В Пурим евреи вспоминают о тех временах, когда они жили в Персидской империи. Правил страной добрый царь Ахашверон, во всем полагаясь на советы злого визиря Амана. Как-то царь поссорился со своей женой Вашти и выгнал ее. По всей империи, подданные искали Ахашверону новую жену. В Шушан – столицу Персии съезжались красавицы, но свое сердце царь отдал красавице Эстер, которую воспитывал дядя Мордехай.

Прошло время, в один прекрасный день Аман ехал по городу и увидел, что Мордехай ему не поклонился, сказав «евреи не поклоняются никому, кроме единого Бога». Разозлился Аман и стал думать, как наказать Мордехая, а заодно всех евреев Персии. Еще больше разозлился Аман, когда Ахашверон вспомнил, что давным-давно Мордехай спас ему жизнь. Героя нарядили в красивые одежды, посадили на царского коня и повезли по Шушану. Все должны были ему кланяться и Аман тоже.

И тогда Аман пришел е Ахашверону и оговорил еврейский народ. Мол, живут от отдельно от всех, царю не кланяются и замышляют царя убить. Ахашверон разгневался и приказал убить всех евреев в Персии. Узнал Мордехай, какое действие замышляет царь и пошел к племяннице Эстер и попросил уговорить Ахашверона отменить указ.

Эстер устроила богатый пир пригласила на него мужа и его визиря. И сказала она мужу «если его приказ войдет в силу она погибнет, ведь она тоже еврейка». Ахашверон разгневался на Амана, приказал его повесить, приказ был отменен, а на место визиря назначили Мордехая.

Сегодня в этот день с первой звездой по всем синагогам идут спектакли о временах царствования царя Ахашверона и читают Мегилат Эстер или свиток Эстер, где записана эта история. В городах Израиля проходят шумные карнавалы, девочки наряжаются в красивые платья «прообраз» царицы Эстер. В этот день принято шуметь и кричать, а при упоминании имени Аман топать ногами и трещать трещотками, что б никто не слышал этого имени. Пекут замечательное печенье «Уши Амана», угощают им друзей и близких.

 

Хала

Хала – традиционный еврейский праздничный хлеб, в виде косы. Готовиться из сдобного дрожжевого теста.

Важное действие при выпечке халвы ее отделение. Ранее от теста для халы отделяли кусочек теста и отдавали священнослужителю-коэну, который не мог испечь себе хлеб так как был занят религиозными делами. Но когда храм разрушили и священно служителей не стало кусочек от халы стали сжигали. Делают это ритуальное действие и сегодня. Хала отделяется только от теста, замешанного из муки одного из пяти видов злаков: пшеничной, ячменной, ржаной, овсяной или полбяной. Отделяют от теста, для приготовления которого понадобилась более 1230 грамм муки. Но если использовали менее 1666 грамм муки, халу отделяют без благословления.

В Торе есть заповедь, которая так и называется хала или отделение халы:

«И сказал Господь Моисею: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдете в землю, в которую я веду вас, и будете, есть хлеб той земли, то возносите возношение Господу; от начатков теста вашего лепешку (хала) возносите в возношение; возносите ее так, как возношение с гумна; от начатков теста вашего отдавайте в возношение Господу в роды ваши» (Чис. 15:17-21).

Пекут хлеб женщины, если хозяйка дома не может или отсутствует, она может поручить сделать это мужу. Но все-таки заповедь дана женщине и только благодаря ее исполнению женщиной в еврейском доме пребывает благословение и свет святости.

Интересно, что свою форму хлеб прибрел, когда женщины пекли его в общественных пекарнях и что бы отличить свой халу от чужой ее заплетали в «косу».

На субботнем столе должны лежать две халы. В Торе написано два повеления для соблюдения Шабата. В одном месте сказано «Помни день субботний, чтобы святить его», а во втором: «Храни (соблюдай) день субботний, чтобы святить его». Поэтому в еврейских семьях одну халу кладут на стол, чтобы помнить Шабат, а вторую – что бы хранить его.

Пекут халу и на Новый год (Рош-ха-шана) делая ее круглой в форме восьмерке – намек на завершение годового цикла и память о бесконечности живой души. А в первую субботу после Песаха есть обычай делать халы в виде ключа – дабы материальное благополучие всегда нашло дорогу в дом.

 

Кихэлэх, зэмэлэх, монелэх

Почти каждый еврей знает, что такое кихэлэх, что такое зэмэлэх и что такое монелэх.

Он может не знать, как они называются, но пробовал их наверняка, потому что кихэлэх (медовые или яичные коржики), зэмэлэх (песочные печенья) и монелэх («маковники»), сладковато-горькие, как заплаканное еврейское счастье, пекли еврейские бабушки, уже забывшие идишь и пытавшиеся забыть о том, что они – еврейки.

Кихэлэх, монелэх и зэмэлэх – это три основных кондитерских изделия еврейской кухни, предназначенных в основном для субботнего стола и для приема гостей.

Тут нужно сказать об одном из главных отличий еврейских тортов, пирожных, коржиков и прочих мучных изысков от кондитерских изделий в национальных кухнях других народов: при выпечке почти не используется масло, сметана и другие молочные продукты. И это понятно: ведь сладкое нужно приготовить так, чтобы относилось к категории «парве», то есть с равным успехом могло быть подано как после мясного, так и после молочного стола. Поэтому кихэлэх, зэмэлэх и монелэх в этом смысле являются непревзойдёнными вершинами еврейской изобретательности.

Хлеб хала содержание полезных веществ, польза и вред, свойства

Свойства Хлеба хала

Пищевая ценность | Витамины | Минеральные вещества

Сколько стоит Хлеб хала ( средняя цена за 1 шт.)?

Москва и Московская обл.

60 р.

 

Для каждой отдельной кухни мира традиционны свои кушанья, в том числе и хлебобулочные изделия. К примеру, в Италии едят чиабатту и фокаччу, мексиканцы предпочитают тортильи, на Кавказе принято употреблять лаваш. Жители России, Украины и Беларуси используют для ежедневного рациона подовой черный и белый хлеб, для праздничного стола выпекая караваи.

Между тем, среди всего разнообразия всевозможных национальных хлебобулочных изделий заслуживает внимания традиционные для Израиля виды хлеба. Это лепешка маца – важная составляющая жизни правоверных иудеев, и хлеб хала, который готовят на праздники.

Еврейский хлеб хала изготавливается на основе сдобного дрожжевого теста. Свое название он берет от наименования заповеди Торы, которая должна совершаться при приготовлении теста для хлеба хала. Кстати, данная заповедь так и именуется — хала (либо отделение халы), а ее источник содержится в словах Пятикнижия. Несмотря на то, что хлеб хала традиционен для кухни Израиля, в нашей стране сегодня он также пользуется спросом, приобретя большую популярность в конце 19 столетия.

Употреблять хлеб хала в Израиле принято в шаббат. Причем первоначально под словом «хала» было принято понимать кусок теста, который нужно было отщипнуть при выпечке хлеба с целью жертвоприношения и отнести священникам Храма. Хлеб хала выпекался священнослужителями и ими же употреблялся (на это имели право лишь они).

В настоящее время ввиду того, что Храм разрушен, а священников больше нет, этот кусок теста просто сжигается. Таким образом, в современном мире под «халой» подразумевают съедаемую часть хлеба.

Внешне хлеб хала имеет много общего с довольно распространенным хлебобулочным изделием под названием плетенка, однако в отличие от последней, хала состоит не из трех жгутов, а из гораздо большего их количества. Эти жгуты переплетаются наподобие девичьей косы из волос, а затем или оставляются в таком виде или формуются в круглое изделий.

Сегодня промышленное производство хлебобулочных изделий не обходит стороной этот вид хлеба – в нашей стране халы можно с легкостью найти в свободной продаже. Тем не менее, многие хозяйки, которые привыкли готовить домашний хлеб самостоятельно, выпекают хлеб хала в домашних условиях. Состав теста для хлеба хала мало чем отличается от используемых ингредиентов для выпечки сдобы, сложность заключается лишь в правильной формовке изделия.

Пищевая ценность

  • Москва и Московская обл. 60 р.

Отделение халы | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Оглавление

Заповедь Отделения Халы. Предисловие ↓

На ком лежит обязанность отделять халу? ↓

От какого количества теста отделяют халу? ↓

Когда отделяют халу? ↓

Как отделяют халу? ↓

Соединение нескольких порций теста ↓

Хала упала в тесто ↓

«От начатка вашего теста хлебную лепешку возносите в возношение; как возношение с гумна, так возносите ее. От начатка вашего теста давайте Г-споду возношение в поколениях ваших» (Бемидбар, 15:20-21).

Заповедь Отделения Халы. Предисловие [↑]

Так объясняет эту заповедь Сефер а-Хинух (мицва 385):

«Поскольку жизнь в человеке поддерживает пища, а основной, главной пищей является хлеб, Всевышний, предписав нам действия, связанные с приготовлением хлеба, дал нам тем самым заповедь, которая постоянно выполняется заново. Благодаря отделению халы (так называется отделяемый кусок теста) на нашем хлебе всегда пребывает благословение, а мы приобретаем заслугу выполнения заповеди. Так что наш хлеб становится пищей не только для тела, но и для души».

Заповедь отделения халы — это предписание отделять небольшой кусок от теста, принадлежащего еврею и приготовленного из одного из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи. Этот кусок называется хала.

Согласно закону, халу полагается отдавать коэну (священнослужителю) и только коэну разрешается есть испеченный из нее хлеб, если и он, и хала ритуально чисты.

Так и поступали евреи во времена, когда соблюдались законы ритуальной чистоты. В наши дни, когда такой возможности нет и все мы, в том числе коэны, пребываем в ритуальной нечистоте, халу сжигают.

Тесто, от которого не была отделена хала, и какие бы то ни было изделия из него (не только хлеб, но и печенья и торты) есть запрещено.

На ком лежит обязанность отделять халу? [↑]

Заповедь отделения халы от теста обязательна для каждого еврея, но основная ответственность за ее выполнение лежит на женщине — хозяйке дома.

В случае, если женщина не имеет возможности выполнить эту заповедь, халу — по ее поручению — может отделить любой взрослый. Отделение ребенком недействительно.

От какого количества теста отделяют халу? [↑]

Обязанность произнести благословение на отделение халы от теста и выполнить это отделение оговаривается рядом условий.

А. Благословение на отделение халы произносится, если соблюдены все следующие условия:

· Тесто приготовлено из 2,250 кг муки или более (примечание: некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более).

· Тесто замешено на воде, оливковом масле, пчелином меду, молоке или вине.

· Все тесто или его часть будет испечено в печи или на сковороде без добавления жидкости.

Б. Без благословения хала отделяется в следующих случаях:

· Для замешивания теста использовано более 1,200 кг муки, но менее 2,250 кг (см. примеч. к п.А).

· Тесто замешено без применения воды, оливкового масла, пчелиного меда, молока или вина.

В. Не отделяют халу в следующих случаях:

· Для замешивания теста использовано менее 1,200 кг муки.

· Все тесто приготовлено только для варки или для жарки в глубоком масле (например, для пельменей или пончиков). Некоторые отделяют халу и в этом случае, но без благословения.

В случае, когда часть теста (даже меньшая) испечена или поджарена на сковороде, следует отделить халу от всего теста. При этом при наличии условий, перечисленных в п. А, необходимо произнести благословение на отделение халы.

Когда отделяют халу? [↑]

Халу от крутого теста отделяют до выпечки, от жидкого — после. В случае, если от крутого теста до выпечки халу не отделили, необходимо сделать это после выпечки.

В Шабат отделение халы запрещено.

Если перед Шабатом халу отделить забыли, часть выпечки (несколько большую, чем та, что обычно отделяется — см. п. 4) оставляют до исхода Шабата и затем отделяют от нее халу. Остальное можно есть в Шабат. Но это правило распространяется только на тесто, замешенное вне Эрец-Исраэль.

В случае, когда тесто приготовлено в Эрец-Исраэль и перед Шабатом хала от него не отделена, в Шабат выпечку из него есть нельзя, а халу следует отделить после Шабата.

Этот закон действителен и для Йом Тов (праздничного дня), если тесто замешено еще в будни. Если же тесто замешено в праздник, халу от него отделяют в тот же день (даже в Эрец-Исраэль), но сжигают отделенное — на исходе Йом Тов (см. п. 4).

Как отделяют халу? [↑]

Кусок теста, отделяемый в качестве халы, должен равняться приблизительно половине яйца.

В случаях, когда полагается произнести благословение (см. п. 2), говорят следующее:

בָּרוּך אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶך הָעוֹלָם

.אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ וְצִוָּנוּ לְהַפְרִישׁ חַלָּה

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а‑олам ашер кидшану бе‑мицвотав

ве‑цивану леафриш хала.

Благословен Ты, Г‑сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу.

Затем говорят: «Пусть это станет хала» — и, отделив халу, сжигают ее или, тщательно завернув, кладут в мусорное ведро.

Соединение нескольких порций теста [↑]

При наличии нескольких порций теста (или выпеченных мучных изделий) одного вида, количество муки в которых достигает объема, нужного для отделения халы, только в сумме, их надо объединить. Для этого все порции (или все изделия — см. п. 3) кладут в одну емкость или, скажем, на скатерть, прикрыв этой же скатертью, и отделяют халу, произнеся благословение.

В такой же ситуации, когда порции теста или изделия, количество муки в которых по отдельности не достигает объема, требуемого для отделения халы, состоят из разных видов теста, надо посоветоваться с раввином.

Хала упала в тесто [↑]

Если после отделения хала упала в тесто и смешалась с ним, необходимо обратиться за советом к раввину.

· Некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более.

· Напоминаем: некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более (см. сноску к п. А).

СОВЕТСКАЯ ХАЛА — ЕВРЕЙСКАЯ ХАЛА: sandra_rimskaya — LiveJournal

17493-Strucla_sweet_bread02-940x310

Многие, наверное, помнят румяную плетенку-халу, «хлебобулочное изделие» советских лет.
 Посыпанная маком, с блестящей корочкой, со слегка сладковатой, очень белой и пышной
мякотью, хала занимала почетное место между  обычным батоном, который нарезали к обеду,
и сдобными булочками, которые подавали к чаю. Хала с маслом, брынзой, сыром, вареньем,
вареной сгущенкой была любимым лакомством трудящихся и в булочных не залеживалась,
хотя  стоила почти в два раза дороже обычного белого хлеба – если мне не изменяет
память, 22 копейки. Даже прическа — пышный начёсанный пучок на затылке — называлась хала.

bulochnaia-meloch

Хала в кругу «хлебобулочных изделий» под номером 7:
1 — булка витая; 2 — булка одесская; 3 — кольцо с маком; 4 — подковка;
5 — калач московский; 6 — гребешок; 7 — хала с маком; 8 — булка городская; 9 – батон


Вот как описывается я хала в советских справочниках для пекарей:
Халы. Это сплетенные из 3 — 6 жгутов изделия продолговатой формы с ясно выраженными
витками. Перед выпечкой изделия смазывают яйцом, благодаря чему они приобретают блестящую
верхнюю корку. В рецептуру хал кроме муки 1-го или высшего сортов, дрожжей и соли входит
5 — 7% сахара, 1,5 — 2,5% маргарина и яйца. Чтобы жгуты, из которых делают халу, не слипались,
тесто делается более крутым. Благодаря этому халы имеют плотный мякиш с мелкой пористостью.
Вес изделий 400 г.

102210

Халу советские пекари унаследовали из дореволюционного ассортимента «хлебобулочных изделий».
В России халы стали популярны в конце 19 века, и попали они на русский стол прямо с еврейского
субботнего стола. Попали, утеряв свою самую важную особенность, которая дает право хале
называться халой. Чтобы понять, какую именно особенность, нужно вспомнить о значении хлеба
в еврейской традиции.

4695

05-39-1b
Владимир  Любаров. Халы.   Две картины из цикла «Еврейское счастье»

Хлеб для верующего еврея – это не дополнение к еде, и даже не просто обычная повседневная пища,
но пища более всего почитаемая. Духовное содержание трапезы определяется не тем, насколько
она разнообразна или обильна, а тем, входит ли в нее хлеб. Даже если вы намерены съесть всего
лишь маленький кусочек хлеба, полагается совершить ритуальное омовение рук, произнести
особые благословения до и после еды.

513872
Елена Котляр. Бабушкина хала

Выпечка кошерного хлеба – самое обычное повседневное занятие – подобна маленькому домашнему
богослужению. От приготовленного теста отделяют небольшой, размером с оливу, кусочек, который
тут же сжигают в печи. Этот кусочек теста называют халой. Так во времена Иерусалимского Храма
именовался «хлебный дар», который предписано было жертвовать священникам: «От начатков теста
вашего возносите Богу приношение во все поколения ваши» (Книга Чисел, 15:21). Заповедь отделения
халы и поныне строго соблюдается в любой еврейской кухне, в любой пекарне, в Земле Израиля и за
ее пределами. Хала сжигается, потому что передать ее в дар священникам Храма нет возможности,
но людям она уже не принадлежит.

Evr_Kuch_Text4_bild1

Марк Шагал. Мать печет хлеб. 1911 г.

Отделение халы, так же как и зажигание субботних свечей, считается почетной обязанностью женщины,
поэтому многие еврейские хозяйки, не убоявшись дополнительных хлопот, выпекают хлеб, в особенности
субботние халы, сами. Чтобы правильно выполнить древнюю заповедь, хозяйка должна вооружиться
точными весами и авторитетными руководствами: надо учитывать, какие злаки входят в состав муки,
каков ее вес, сколько жидкости и какой именно добавлено в тесто.

592628
Ривка Беларева. Буква  «ХЕС» для словаря идиша

Предназначенная в жертву порция теста и дала название знаменитой еврейской хале, праздничному
и субботнему хлебу. Хала – это отнюдь не всегда плетенка. Форма и размер халы зависят от того, по
какому случаю она выпекается. На субботнем столе мы чаще всего увидим халу в форме косы,
сплетенной из трех или шести полосок теста. Иногда на косу из трех полосок укладывают еще одну,
меньшего размера. Существует также обычай подавать каждому участнику субботней трапезы
маленькую халу в виде косички или спирали. Такие порционные мини-халы весят меньше ста
граммов, в то время как на свадебном столе можно увидеть огромную десятикилограммовую халу.

6a011570601a80970b01538f0fc4de970b
Фигурная свадебная хала

На еврейский Новый Год — Рош Хашана — выпекают  круглые халы-спирали, символизирующие
бесконечность жизни, беспредельность времени и пространства. Существует интересный обычай
подавать на стол в канун поста Йом Кипур халы в виде лестницы или руки. Лестница символизирует
стремление человека достичь духовной высоты и просветления, а рука – Божественную длань,
подписывающую людям приговор на будущий год.

11c79c01ea304b630f89ae93993c1529     36f8f98b4e13
Круглые новогодние халы

Встречая субботу, на стол подают на специальном овальном блюде две халы: это символ двойной
порции хлеба небесного – манны. Когда евреи сорок лет странствовали по пустыне, для их пропитания
с небес падала манна, которую людям нужно было лишь собрать. В пятницу же порция манны была
двойной, чтобы освободить субботу, как и предписано, для отдыха. Маковые или кунжутные зерна,
которыми обсыпают халу, тоже символизируют манну, подобную, по преданию, белому маковому
семени. Сверху халу покрывают особой вышитой салфеткой, и опять же не просто так, а в память
о том, что, падая на землю, манна всегда оставалась свежей, потому что под ней и над ней был
слой Божественной росы. Красивые старинные блюда и специальные ножи для халы, вышитые
салфетки украшают не только субботние столы, но и витрины музеев.

11917_yair_emanuel_wooden_challah_board_set_with_oriental_design_view_1   hallah
Современное блюдо и нож для халы, вышитая салфетка для халы (Германия, конец 19 в.)

Почтение к хале, которую нельзя просто выкинуть, если она зачерствела, побуждает хозяек
придумывать разнообразные блюда из черствого хлеба. В еврейских кулинарных книгах всегда есть
рецепты гренок, шарлоток, запеканок, в состав которых входят размоченные в воде или молоке
куски черствой халы. И вкусно, и экономно!

187glava
Аарон Ройтман. Манна небесная

Не знаю, есть ли еще в ассортименте российских булочных халы, или, как и многие другие памятные
с детства «хлебобулочные изделия», они вытеснены с прилавков новыми сортами хлеба с диковинными
названиями. Я, приезжая в Москву, не нахожу не только халу, но даже и самих традиционных булочных.
Их, похоже, вытеснили хлебные отделы в супермаркетах. А на еврейском столе две халы по-прежнему
неизменно появляются каждую субботу, такие же, как сто и двести лет назад. Нет, простите, не каждую
субботу – в дни еврейской Пасхи халу заменяет хрустящая маца. Но еврейская Пасха уже закончилась,
а суббота как раз скоро начинается, поэтому прошу к столу!

30edf590
Михоэль Мучник. Суббота

Для настроения — традиционная субботняя песня «Зол зайн шабес!»:
«Пусть во всем мире будет  еврейская суббота, пусть во всем мире
будет праздник, пусть во всем мире будет мир!»

Шаббат Шалом! Гут шабес!  Доброй субботы!

Отделение халы от теста — читать онлайн | Рав Уриэль Сиблигер

Из книги «Хлеб, Огонь и Вода»

Книгу р. Сиблигера «Хлеб, Огонь и Вода» о законах семейной чистоты, отделения халы и зажигании субботних свечей, можно приобрести в нашем офисе.

«От начатка вашего теста хлебную лепешку возносите в возношение; как возношение с гумна, так возносите ее. От начатка вашего теста давайте Г‑споду возношение в поколениях ваших» (Бемидбар, 15:20-21).

Сефер а-хинух (мицва 385) так объясняет эту заповедь: «Поскольку жизнь в человеке поддерживает пища, а основной, главной пищей является хлеб, Всевышний, предписав нам действия, связанные с приготовлением хлеба, дал нам тем самым заповедь, которая постоянно выполняется заново. Благодаря отделению халы (так называется отделяемый кусок теста) на нашем хлебе всегда пребывает благословение, а мы приобретаем заслугу выполнения заповеди. Так что наш хлеб становится пищей не только для тела, но и для души».

Предисловие

Заповедь отделения халы — это предписание отделять небольшой кусок от теста, принадлежащего еврею и приготовленного из одного из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи. Этот кусок называется хала. Согласно закону, халу полагается отдавать коэну (священнослужителю) и только коэну разрешается есть испеченный из нее хлеб, если и он, и хала ритуально чисты.

Так и поступали евреи во времена, когда соблюдались законы ритуальной чистоты. В наши дни, когда такой возможности нет и все мы, в том числе коэны, пребываем в ритуальной нечистоте, халу сжигают.

Тесто, от которого не была отделена хала, и какие бы то ни было изделия из него (не только хлеб, но и печенья и торты) есть запрещено.

1. На ком лежит обязанность отделять халу?

Заповедь отделения халы от теста обязательна для каждого еврея, но основная ответственность за ее выполнение лежит на женщине — хозяйке дома. В случае, если женщина не имеет возможности выполнить эту заповедь, халу — по ее поручению — может отделить любой взрослый. Отделение ребенком недействительно.

2. От какого количества теста отделяют халу?

Обязанность произнести благословение на отделение халы от теста и выполнить это отделение оговаривается рядом условий.

А. Благословение на отделение халы произносится, если соблюдены все следующие условия:

· Тесто приготовлено из 2,250 кг муки или более·.

· Тесто замешено на воде, оливковом масле, пчелином меду, молоке или вине.

· Все тесто или его часть будет испечено в печи или на сковороде без добавления жидкости.

Б. Без благословения хала отделяется в следующих случаях:

· Для замешивания теста использовано более 1,200 кг муки, но менее 2,250 кг·.

· Тесто замешено без применения воды, оливкового масла, пчелиного меда, молока или вина.

В. Не отделяют халу в следующих случаях:

· Для замешивания теста использовано менее 1,200 кг муки.

· Все тесто приготовлено только для варки или для жарки в глубоком масле (например, для пельменей или пончиков). Некоторые отделяют халу и в этом случае, но без благословения.

В случае, когда часть теста (даже меньшая) испечена или поджарена на сковороде, следует отделить халу от всего теста. При этом при наличии условий, перечисленных в п. А, необходимо произнести благословение на отделение халы.

3. Когда отделяют халу?

Халу от крутого теста отделяют до выпечки, от жидкого — после. В случае, если от крутого теста до выпечки халу не отделили, необходимо сделать это после выпечки.

В шабат отделение халы запрещено.

Если перед шабатомхалу отделить забыли, часть выпечки (несколько большую, чем та, что обычно отделяется — см. п. 4) оставляют до исхода шабата и затем отделяют от нее халу. Остальное можно есть в шабат. Но это правило распространяется только на тесто, замешенное вне Эрец-Исраэль.

В случае, когда тесто приготовлено в Эрец-Исраэль и перед шабатомхала от него не отделена, в шабат выпечку из него есть нельзя, а халу следует отделить после шабата.

Этот закон действителен и для йом тов, если тесто замешено еще в будни. Если же тесто замешено в праздник, халу от него отделяют в тот же день (даже в Эрец-Исраэль), но сжигают отделенное — на исходе йом тов (см. п. 4).

4. Как отделяют халу?

Кусок теста, отделяемый в качестве халы, должен равняться приблизительно половине яйца.

В случаях, когда полагается произнести благословение (см. п. 2), говорят следующее:

בָּרוּ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶ הָעוֹלָם
אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ וְצִוָּנוּ לְהַפְרִישׁ חַלָּה.

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а‑олам ашер кидшану бе‑мицвотав

ве‑цивану леафриш хала

Благословен Ты, Г‑сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу.

Затем говорят: «Пусть это станет хала» — и, отделив халу, сжигают ее или, тщательно завернув, кладут в мусорное ведро.

5. Соединение нескольких порций теста

При наличии нескольких порций теста (или выпеченных мучных изделий) одного вида, количество муки в которых достигает объема, нужного для отделения халы, только в сумме, их надо объединить. Для этого все порции (или все изделия — см. п. 3) кладут в одну емкость или, скажем, на скатерть, прикрыв этой же скатертью, и отделяют халу, произнеся благословение.

В такой же ситуации, когда порции теста или изделия, количество муки в которых по отдельности не достигает объема, требуемого для отделения халы, состоят из разных видов теста, надо посоветоваться с раввином.

6. Хала упала в тесто

Если после отделения хала упала в тесто и смешалась с ним, необходимо обратиться за советом к раввину.


· Некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более.

· Напоминаем: некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более (см. сноску к п. А).

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о