Посты еженедельные – Пост в среду и пятницу, как правильно поститься, что можно есть, можно ли рыбу, как соблюдать пост мирянам, почему среда и пятница считаются постными днями

Содержание

Пост в среду и пятницу — смысл, правила, особенности

Рубрика: Церковный этикет

Что такое пост

Любой пост, включая пост в среду и пятницу, – это отказ от пищи животного происхождения (мяса, молока, яиц и продуктов, содержащих эти ингредиенты). А также воздержание от излишнего потребления пищи и лакомств, от увеселительных мероприятий и развлечений.

Духовный смысл поста заключается в подчинении тела душе, в подвиге воздержания.Человек это личность. И задача личности — овладеть своей природой. Если человек научится усмирять свое тело от объедения, закалит волю, то сможет и душу уберечь от греха. Первым упоминанием поста в Библии, по мнению Святых Отцов, является запрет Богом Адаму вкушать плоды с дерева познания добра и зла. И нарушение поста привело к искажению грехом природы человека.

пост в среду и пятницуПостная пища

Почему православные постятся в среду и пятницу

Помимо четырех многодневных постов (Рождественского, Великого, Апостольского и Успенского) существует христианская традиция еженедельного воздержания. Это и есть пост по средам и пятницам. Пост в среду установлен в память о предательстве Иудой Иисуса Христа. В пятницу – в воспоминание о страданиях на кресте и смерти Спасителя.

В 69-ом Апостольском правиле есть указание, что если церковнослужитель нарушал еженедельный пост (кроме случаев телесной немощи), лишался сана. Миряне же отлучались от Церкви.

Пост в среду и пятницу

В дальнейшем был принят устав Церкви о посте, где постные дни недели среда и пятница приравниваются к Великому посту. Следовательно, рацион включает один прием пищи без масла в холодном виде – сухоядение.

Но важно учитывать, что данное правило распространялось на мужские монастыри. Ведь между мужчиной-монахом и мирским человеком, живущим семейной жизнью, существует значительная разница.

Как поститься в среду и пятницу мирянам 

В каждом конкретном случае этот вопрос лучше всего уточнять у духовника или священника, у которого вы исповедуетесь. Для некоторых категорий людей пост ослабляется или исключается вообще. К ним относятся те, для кого особенно важен полноценный рацион питания, включающий продукты животного происхождения. Это больные люди, беременные и кормящие женщины, дети, путешествующие, военнослужащие, те, кто занимается тяжелой физической работой.

Существуют общие рекомендации, как поститься в среду и пятницу. Многие священники сходятся во мнении, что входить в еженедельный пост следует постепенно, соизмеряя свои силы, здоровье и возможности. Начать лучше с отказа от мяса в постные дни. Через какое-то время рекомендуется исключить яйца. Еще через определенный промежуток времени (может быть даже через несколько месяцев, это у всех индивидуально) отказаться от молочных продуктов и рыбы.

Важно рассчитывать свои телесные силы. Пост способствует очищению души и тела и не должен подрывать здоровье. Главное в посте это не просто отказ от скоромной пищи, но и духовные делания. Такие, как молитва, изучение Священного Писания, благотворительность, анализ своих страстей и борьба с ними.

Как сказал преподобный Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы.»

Распространенные заблуждения о соблюдении поста

Не стоит тратить часы над изучением состава продуктов или на приготовление изысканных постных блюд. Лучше посвятить это время молитве или помочь ближним. Постная пища должна быть максимально простой, способной удовлетворить потребность человека в еде, а не в удовольствии. 

Также распространенным заблуждением является приравнивание поста к диете. Многие женщины постятся, чтобы сбросить лишние килограммы. Важно не допускать такого отношения к посту.

Пост является не столько ограничением в еде, в первую очередь это время духовного воздержания. То есть усиленной молитвы, частого посещения богослужений, отказа от развлечений, ограничения просмотра телевизора и Интернета. Кулинарная составляющая в посте, которой зачастую уделяют слишком много времени, вторична.

Многие новоначальные (начинающие) христиане начинают строго поститься, придерживаясь монастырского устава. Но при этом начинают испытывать злобу и раздражение на близких и родных людей. Следует тщательно отслеживать такие проявления и на корню их уничтожать. Важнее душевное состояние православного христианина, а не строгость поста.

Святитель Иоанн Златоуст о посте:“…Самое воздержание от пищи Он <Бог> заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то сами, не ведая того, причиним себе величайший вред.”

почему нужно поститься в эти дни, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост

Любой пост является своеобразным комплексом для духовного приближения человека к божественной сущности. Аскетическая практика Православной Церкви создала универсальную структуру пищевого потребления для того, чтобы сознание могло легче достигнуть Высшей обители.

Пост в среду и пятницу — средство истончения грубой телесной оболочки благодаря воздержанию в еде и сексуальных связях. Такое духовное изменение позволяет переходить на высшие ступени общения со Святым Духом через покаяния, милосердие и чтение молитв.

Значение постных дней

Еще до появления христианства люди соблюдали двухдневное пищевое воздержание. Просветители ясно понимали, что истребить привычку из умов только что принявших новую веру невозможно. Поэтому Церковь согласилась модифицировать старые традиции и внедрить их в православную веру.

Эта древняя практика упоминается уже в Новом Завете и в раннехристианской рукописи «Дидахи».

  • Эти постные дни недели в православии приурочили к трагическим моментам истории христианства. Верующие, воздерживающиеся от еды и половых отношений, отдают дань памяти эпизоду, когда Божий Сын был предан учеником Иудой, приговорен к мученической смерти и распят на кресте.
  • Траурное значение не единично. Постные дни вобрали в себя принципы круглогодичной охраны сознания человека, погруженного в православную веру. Именно так христианин показывает Богу, что он не потерял внимательности, строго соблюдает принципы Церкви и всегда готов вступить в борьбу против нечистых созданий.
  • Постоянная практика поста укрепляет физическую оболочку, повышает тонус и отгоняет слабые, безосновательные мысли от ума. Такое воздержание часто сравнивают с тренировкой организма, вследствие чего он становится крепче, сильнее и выносливее.
Важно! Всякий пост в среду и пятницу станет пустым и бесполезным, если православный не взращивает в себе через воздержание основные добродетели. Главное назначение практики — стремление любить Отца Небесного и всех его детей.Постная пища

Практика сухоядения

Православный верующий обязан соблюдать постную практику в каждые третий и пятый день недели, отказываясь от яиц, мясных продуктов, рыбы и молока. Такое воздержание, продолжающееся 24 часа, предполагает сухоядение — пищу (орехи, различные фрукты), приготовленную холодным методом.

Степень строгости определяется духовным настоятелем или лично человеком.

Однако при составлении постного рациона необходимо учитывать образ жизни и общее состояние здоровья верующего.

Единого мнения на этот счет у священников нет. Духовенство придерживается одной из двух позиций:

  • Для строгого поста характерно употребление хлеба, сушеных, сырых овощей без использования растительного масла. Для питья подходят только ягодные соки и вода, вино категорически запрещается.
  • Менее строгий вариант позволяет кушать печеную еду. Здесь верующие могут пить растворимые чаи и кофе.
На заметку! В летописи «Дидахи» нет акцентированного указания на то, являются ли постные дни в православии обязательными или они есть личный выбор каждого. Фарисеи и римляне в далекие времена соблюдали пищевое воздержание по своему усмотрению.

О постах:

Послабления в пост

Некоторым людям, в силу привходящих обстоятельств и условий жизни, строгое следование пищевому воздержанию не рекомендуется, а иногда и вовсе запрещается.

  • Кормящие матери и беременные женщины должны получать большое количество белков и минералов, для формирования здорового плода и кормления новорожденного. Соблюдение ими поста в среду и пятницу может приносить большой вред.
  • Готовящиеся к соревнованиям спортсмены, которые могут не выдержать нагрузок без соответствующей пищи.
  • Соблюдать строгий пост не рекомендуется работникам тяжелого труда и вредных предприятий. Для них существуют поблажки в виде рыбы и молочной продукции.
  • Дети до 7 лет не должны нагружать себя подобным воздержанием.

В году существуют недели, которые не предполагают посты по средам и пятницам. К ним относят Святки, Недели после Великой Троицы, Пасхи и во время Масленицы.

На заметку! В постную среду и пятницу рыба разрешена для тех, кто по причинам здоровья не может выносить строгого поста без употребления животных белков.

Православная Церковь определила еженедельные постные дни для улучшения физического и духовного состояния мирян. С помощью практики воздержания человек становится чище и приближается к осознанию могущества Творца. Соблюдение поста в миру — добровольное дело каждого, и не несет в себе обязательных принципов.

Посмотрите видео о постах в среду и пятницу

О постах и трапезах

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши
не отягчились объядением и пьянством…
Лк. 21, 34

В Русской Православной Церкви установлены четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу в течение всего года.

Многодневные посты

Великий пост продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья до Пасхи;

Петров пост может длиться от 1 до 5 недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

Успенский пост – с 14 по 27 августа (двухнедельный) перед праздником Успения Божией Матери;

Рождественский пост – с 28 ноября по 6 января (40-дневный) перед Рождеством Христовым.

В дни поста (дни говения) Церковным Уставом запрещается скоромная пища, то есть пища животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца). Разрешается вкушать лишь продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы), а в определенное время – рыбу и растительное масло[1].

В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение. Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены.

Сегодня в православных домах можно встретить такие “постовые деликатесы”, как брюссельская капуста, осьминоги, кальмары, устрицы… Все, действительно, постное. Однако отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. “Есть такие хранители Четыредесятницы, – пишет блаженный Августин, – которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей.”

Святитель Иоанн Златоуст наставляет: “Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим.” То есть, чем самому изысканно питаться и тем окрадывать пост, деньги лучше потратить на дела милосердия.

Однодневные посты

Установлены Святой Церковью в среду и пятницу в течение всего года.

Время поста занимают не случайные дни. Пост в среду напоминает нам о предательстве Иудой Господа нашего Иисуса Христа, а в пятницу – о Его Страдании и Распятии. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? По словам святителя Афанасия Великого, «человек, разрешающий себе есть скоромное в среду и пяток, так же распинает Господа».

Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, память апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, а также в течение всей Пятидесятницы – период от Пасхи до Троицы. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Кроме среды и пятницы существуют следующие однодневные строгие посты без рыбы, но в которые разрешается пища с растительным маслом:

КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК (навечерие Богоявления) – 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни – агиасмы – крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. По церковному уставу в этот день предписывается употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом). Вкушают пищу после литургии, только по принятии освященной воды.

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ – 11 сентября. В этот день установлен пост в память великого постника, пророка Иоанна Крестителя, и убийства его Иродом.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. И потому этот день нужно проводить в молитве и посте.

Сплошные седмицы

По церковно-славянски «седмицей» называется неделя – дни с понедельника по воскресенье. Сплошные седмицы означают отсутствие поста в среду и пятницу. Они установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него.

Сплошные седмицы следующие:

СВЯТКИ – с 7 до 18 января, то есть с Рождества Христова до Крещения.

МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ – за две недели до Великого поста.

СЫРНАЯ (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

ПАСХАЛЬНАЯ (Светлая) – неделя после Пасхи.

ТРОИЦКАЯ – неделя после Троицы (перед Петровым постом).

Великий пост

«Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвит ель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Великий пост – самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – «Неделя мытаря и фарисея» – называется «сплошной седмицей», потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие «О мытаре и фарисее» (Лк. 18:10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: «Покаяния отверзи мне двери…»

Во вторую подготовительную неделю – «Неделю о блудном сыне», среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» (Лк. 15:11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…» Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» (Мф. 25:31-46). Этим чтением Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется «сыропустом»: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть «Прощеным воскресеньем».

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.

Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.

В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.

Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.

Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

Особенность великопостного богослужения – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение «колива» (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.

Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.

Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Открывающаяся за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.

Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы».

В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.

В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.

Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.

Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.

Неделя шестая Великого поста называется «Неделей ваий», в просторечии – «вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках «знамение победы» – цветущие вербы с возжжеными свечами.

После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмице, как и на первой, строгий (то есть без масла). А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее и проклял. Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына. Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына Божия своими грехами.

Свое содержание церковная служба Великого Вторника заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия, которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25:40).

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал:приимите, ядите: сие есть Тело мое . И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов . (Мф. 26:26-28). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще «Чистым» – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.

В Великий Четверток вечером в храме совершается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.

В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)

Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.

На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.

По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам. Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на вся». Но вступать в супружеские отношения в эти дни, согласно церковным правилам, еще не дозволяется, чтобы чувственные удовольствия не перебивали духовную радость.

В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу.

Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная Троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.

Петров пост

Второй пост установлен в честь святых апостолов (Петров пост).

Длительность его зависит от дня празднования Пасхи. Он всегда начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла– 12 июля. Самый продолжительный пост может длиться шесть недель, а самый короткий восемь дней.

Церковь призывает нас к этому посту примером святых апостолов, которые, приняв святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост этот установлен в честь апостолов «потому, что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания… Согласно с постановлениями апостольскими, мы, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом за следующей затем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Во время него исключаются мясные и молочные продукты. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу. Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом; по субботам и воскресным дням, а так же в дни памяти великого святого или храмового праздника – рыбу. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговев (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день можно вкушать рыбу.

В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница – постные дни, но если на эти дни выпадут праздники великого святого, которому служится полиелейная служба, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

Успенский пост

Через месяц после апостольского поста наступает строгий Успенский пост. Он установлен перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Успенским постом Церковь призывает, нас подражать Божией Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

На первый день Успенского поста приходится праздник «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Он был установлен в Константинополе для избавления от болезней, часто бывавших там в августе. В этот день из царской сокровищницы в Софийском соборе полагался Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и народ, прикладываясь к нему, исцелялся. В храмах в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящения воды. Вместе с водой освящается также и мед нового сбора, поэтому этот день еще называют «Медовый Спас».

На время поста, как уже упоминалось, приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне (19 августа).

Этот день посвящен воспоминанию о знаменательном событии на горе Фавор, где Христос преобразился перед учениками в Своей Божественной славе, явились пророки Моисей и Илия и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христа в том, что Христос открывает дорогу и надежду на преображение всего человечества.

В храмах в этот день совершается освящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. Отсюда и второе название – «Яблочный Спас».

По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому (без мясных, молочных и рыбных продуктов). В субботу и воскресенье разрешается растительное масло. И только один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу – в праздник Преображения Господня. Если конец поста (Успение Пресвятой Богородицы) придется на среду или пятницу, то этот день – также рыбный, а разговев переносится на следующий день.

Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением во всех церквах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

Известно, что Божия Матерь после Вознесения Господа Иисуса Христа жила в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Однажды, когда Она была в Гефсиманском саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил Царице Небесной, что через три дня Ей предстоит перейти в жизнь вечную. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Ее Успения в Иерусалим из дальних стран стали чудесным образом собираться апостолы. Во время общей молитвы, в третьем часу, когда должно было совершиться Успение Богородицы, «облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи», и сошел Сам Христос, окруженный архангелами и ангелами. Святые апостолы понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки. Первосвященник Афония, желая остановить шествие, попытался опрокинуть одр, но ангел Господень огненным мечом отсек его руки. Афония раскаялся, получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

По Божиему Промыслу, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Пречистой исчезло. В пещере лежали только погребальные пелены. Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня Матерь Божия явилась апостолам за трапезой и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ апостолы, подняв часть хлеба, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В память об этом в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Божией Матери. Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пятницам рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Рождественский пост

Рождественский пост начинается 28 ноября и длится шесть недель, до 7 января, предваряя собою праздник Рождества Христова. Этот пост называют «Малой Четыредесятницей», считая Рождество Христово «второй Пасхой». Поэтому Рождеству Христову предшествует тоже сорокадневный период духовного очищения и воздержания. Также он называется Филипповым постом, потому что заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября).

По словам блаженного Симеона Фессалоникийского, Рождественский пост «изображает собой пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя покаянием и молитвою и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, такие же, как и в Петров. Во время поста запрещены мясные, молочные продукты и яйца. В понедельник, среду и пятницу Уставом запрещается вкушение рыбы и растительного масла. В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день памяти святителя Николая Чудотворца (19 декабря), дни великих святых, храмовые праздники (если они приходятся на вторник или четверг). От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста – со 2 по 6 января пост усиливается: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье.

Как раз на дни более строгого поста приходится гражданский праздник Нового года, а для многих людей стало традицией собираться всей семьей в новогоднюю ночь. Но все же надо помнить о посте: стол должен быть скромным, а застолье – без чрезмерного веселья.

Последний день Рождественского поста, 6 января, называется Сочельником. В этот день ничего не вкушают до вечера – до появления первой звезды, напоминающей о явлении Звезды на востоке, которая возвестила о рождении Господа нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу готовят коливо или сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. От слова «сочиво» и происходит название этого дня – «сочельник».

Праздник Рождества Христова – двунадесятый. По величию воспоминаемого события он празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи.

Двенадцать дней после Рождества Христова называют «святками» – святыми днями, ибо они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Пост в эти дни отменяется, но от супружеских отношений, со гласно церковным правилам, следует еще воздерживаться.

Период от поста Рождественского до Великого называется «зимний мясоед». В этот период пост среды и пятницы предписывается соблюдать так же, как и в мясоеды «летний» и «осенний», то есть рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Примечание:

1. Запрет Устава на вкушение в некоторые постные дни растительного масла связан с тем, что масло в эти дни заменяется оливками (маслинами). Так и происходит в южных странах, откуда родом наш Устав. (Северной аналогией могло бы являться, например, правило употреблять яблоки, вместо того, чтобы выжимать из них сок для услаждения).

Календарь Рождественского поста — Православный журнал «Фома»

Календарь питания Рождественского поста

Рождественский пост в 2019 году начинается за 41 день до Рождества – 27 ноября. Его также еще называют Филиппов пост, так как он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа.

Во время Рождественского поста по церковному монастырскому уставу (типикону) следует воздерживаться от продуктов животного происхождения (мясо, яйца, молоко). До дня памяти святителя Николая (19 декабря) в понедельник можно есть горячую пищу без масла, в среду и пятницу – строгий пост (сухоядение – овощи, фрукты, хлеб). Во вторник, четверг, субботу и воскресенье – рыба, грибы, крупы с растительным маслом и т.п.

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы попадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпраздненства Рождества (2-6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, становится строже пост в другие дни. В предпраздненство – строгий пост: нельзя есть рыбу во все дни, а пища с маслом употребляется только в субботу и воскресенье.

В сочельник – самый строгий пост, сухоядение. Существует традиции ничего не есть до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами (смотрите рецепты здесь). При этом все готовящиеся причаститься на ночной рождественской Литургии ничего не едят за несколько часов до Литургии.

Вышеперечисленные правила – это строгий устав по Типикону. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче. Например, традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста с 2-го по 6-е января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января). 

Но так как все эти изменения носят во многом индивидуальный характер, мы публикуем календарь, соответствующий уставу. Он дает представление о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции. А уже вы сами, в зависимости от своих жизненных обстоятельств и вместе с духовником, сможете определить, что для вас в настоящий момент будет являться постом – “пустая гречка” или доеденная за ребенком каша на молоке.

Календарь рождественского поста по дням

Календарь Рождественского поста

Дополнительно можно учесть, что, если среда или пятница праздничный день – разрешается пища с растительным маслом. Типикон (богослужебный устав) назначает праздничными те дни, когда совершается полиелейный или бденый праздник (т.е. накануне него служится Всенощное бдение). В Рождественский пост 2019-2020 это – 19 декабря, 26 декабря и 2 января (смотрите упоминание праздников ниже).

28 ноября, четверг,
Разрешается рыба

29 ноября, пятница, апостола и евангелиста Матфея 

Сухоядение.

30 ноября, суббота

Разрешается рыба

1 декабря, воскресенье

Разрешается рыба

2 декабря, понедельник. Свт. Филарета, митрополита Московского

Горячая пища без масла

3 декабря, вторник.

Разрешается рыба

4 декабря, среда. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Разрешается рыба.

5 декабря, четверг

Разрешается рыба

6 декабря, пятница

Сухоядение.

7 декабря, суббота. Вмчц. Екатерины

Разрешается рыба.

8 декабря, воскресенье, Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Разрешается рыба.

9 декабря, понедельник

Горячая пища без масла

10 декабря, вторник. Иконы Божией Матери, именуемой “Знамение”

Разрешается рыба.

11 декабря, среда. сщмч. Серафима (Чичагова) 

Сухоядение.

12 декабря, четверг

Разрешается рыба.

13 декабря, пятница, апостола Андрея Первозванного

Сухоядение.

14 декабря, суббота

Разрешается рыба.

15 декабря, воскресенье

Разрешается рыба.

16 декабря, понедельник. Прп. Саввы Сторожевского (Звенигородского)

Горячая пища без масла

17 декабря, вторник. Вмц. Варвары

Разрешается рыба.

18 декабря, среда. Прп. Саввы Освященного 

Сухоядение.

19 декабря, четверг. Святителя Николая Чудотворца

Разрешается рыба.

20 декабря, пятница

Сухоядение.

21 декабря, суббота

Разрешается рыба.

22 декабря, воскресенье. Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой “Нечаянная Радость”

Разрешается рыба.

23 декабря, понедельник. Свт. Иоасафа, еп. Белгородского

Горячая пища без масла

24 декабря, вторник

Пища с растительным маслом.

25 декабря, среда Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца

Сухоядение.

26 декабря, четверг Мч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста

Пища с растительным маслом.

27 декабря, пятница

Сухоядение.

28 декабря, суббота Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского

Разрешается рыба.

29 декабря, воскресенье

Разрешается рыба.

30 декабря, понедельник

Горячая пища без масла

31 декабря, вторник

Пища с растительным маслом.

1 января, среда. Мч. Вонифатия, покровителя трезвости

Сухоядение.

2 января, четверг. Прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца

Горячая пища без масла

3 января, пятница.

Сухоядение.

4 января, суббота. Вмц. Анастасии Узорешительницы

Пища с растительным маслом.

5 января, воскресенье

Пища с растительным маслом.

6 января, понедельник. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Строгий пост

Распечатать Календарь питания Рождественского поста

Календарь Рождественского поста

7 постных обедов на каждый день недели

Великий Пост – самый строгий из многодневных постов церковного календаря. На все его время за исключением двух дней (Благовещение и Вербное воскресенье) из рациона исключается даже рыба. Кто-то постится совсем строго – даже без растительного масла в будние дни.

За семь недель поста бывает, что уже иссякает кулинарная фантазия. Нам все сложнее придумать, что бы такого еще постного приготовить, чтобы не есть только картошку да макароны?

Мы предлагаем вашему вниманию 7 постных обедов, состоящих из салата, первых и вторых блюд.

Для среды и пятницы мы собрали строго постные обеды – без масла.

 

Понедельник

Салат с чесноком и орехами

nastol.com.ua-1083Ингредиенты: 

помидоры – 9-10 шт.

чеснок – 4-5 зубчиков

луковица – 1 шт.

грецкие орехи – 1 стакан

растительное масло – 1-2 ст.ложки

зелень петрушки и укропа

соль, перец по вкусу

Приготовление:

1 Лук очистить и нарезать кольцами.

2 Чеснок растолочь с солью и орехами до однородной массы.

3 Помидоры нарезать тонкими кружочками.

4 Слой помидоров поперчить, посолить, посыпать орехово-чесночной массой, снова положить слой помидоров и затем орехово-чесночную массу. Сверху положить слой помидоров и покрыть кольцами лука.

5 Перед подачей полить растительным маслом и украсить зеленью.

На заметку: Орехи, купленные в скорлупе, дольше хранятся. Им не страшен свет и воздух. Конечно, они тоже имеют свой срок годности, могут высыхать и плесневеть, но сохранить их проще.

 

Щи из квашеной капусты с грибами.

Disk Russian KitchenИнгредиенты:

квашеная капуста – 500 г.

сушеные грибы – 100 г.

луковицы – 2 шт.

морковь – 1 шт.

мука – 2 ст. ложки

томатная паста – 2 ст. ложки

петрушка – 1 корень

лавровый лист, соль, перец, растительное масло

Приготовление:

Квашеную капусту мелко порубить и тушить на растительном масле около двух часов. Лук мелко порезать, пожарить до золотистого цвета на растительном масле, добавить натертую морковь и предварительно отваренные грибы. Тушить овощи и грибы 15 минут, постоянно помешивая. В конце добавить томатную пасту. В кипящий грибной отвар положить тушеную квашеную капусту, овощи и грибы, корень петрушки, лавровый лист, соль, перец по вкусу. Варить 15 минут. В конце варки влить разведенную в холодной кипяченой воде муку и тщательно перемешать, чтобы не было комков. Готовые щи должны настояться под крышкой 15-20 минут

 

Перец, фаршированный овощами

IMG_2517Ингредиенты:

перец сладкий – 8 шт.

морковь – 2 шт.

корень сельдерея – 1

луковицы – 2

белокочанная капуста – 200 г.,

томатный сок – 1 стакан

растительное масло – 3 ст. ложки

зелень укропа или петрушки

соль по вкусу

Приготовление:

Для фарша очищенную морковь, лук, корень сельдерея и капусту нашинковать соломкой, спассеровать на масле, добавить соль, охладить.

Срезать верхнюю часть каждого стручка перца в виде крышечки, удалить стержень с семенами. Затем положить стручки в кипящую воду на 1-2 минуты и наполнить фаршем. Фаршированные стручки перца уложить в дин ряд, залить томатным соком с оставшемся фаршем и все вместе потушить в течение 20 минут.

Подавать перец охлаждённым, украсить зеленью.

 

 

Вторник

Салат из стручковой фасоли

салат из стручковой фасолиИнгредиенты:

стручковая фасоль – 300 г.

луковица – 1 шт.

уксус – 2 ст. ложки

растительное масло – 1-2 ст. ложки

красный перец, соль, укроп по вкусу

Приготовление:

Отваренные стручки фасоли переложить в салатник,  добавить соль, молотый красный перец, мелко нарезанный репчатый лук, полить уксусом, растительным маслом и перемешать. Сверху посыпать мелко нарезанным укропом.

 

Легкий овощной суп с рисом

суп с рисомИнгредиенты:

помидоры – 2 шт

болгарский перец – 1 шт

рис – 2,5-3 столовых ложки,

лук репчатый – 1 средняя штука

вода или овощной бульон – 1,5 литра

зелень петрушки,

растительное или оливковое мало – 1-2 столовых ложки,

паприка (молотая) – 0,5 чайной ложки,

соль

перец

Приготовление:

Лук очистить и мелко порезать. Помидоры вымыть, сделать крестообразный надрез на кожице, положить в кипяток на – 1 минуту, затем аккуратно снять кожицу. Помидоры порезать небольшими кубиками. Перец вымыть, вырезать семенную коробку, еще раз промыть и нарезать небольшими кубиками. Петрушку вымыть, обсушить и порубить. Рис промыть. В кастрюле нагреть растительное масло и положить лук. Обжаривать лук – 2-3 минуты, помешивая.Добавить петрушку и помидоры жарить еще 2 минуты. Положить перец, перемешать и обжаривать 1 минуту.Влить в кастрюлю горячую воду или овощной бульон, довести до кипения, положить промытый рис и хорошо перемешать. Кастрюлю накрыть крышкой и варить суп, с момента закипания при слабом кипении, 13-15 минут, периодически помешивая. В кастрюлю с супом добавить паприку, соль, перец. Суп перемешать, выключить и дать настояться под крышкой ~10-15 минут.

 

Картофельные зразы с грибами

1821770Ингредиенты:

картофель – 1 кг.

мука – 50 г.

свежие грибы – 500 г.

луковицы – 2 шт.

зеленый лук – 100 г.

оливки или маслины – 100 г.

подсолнечное масло

Приготовление:

Очищенный картофель отварить в подсоленной воде и тщательно растолочь. В пюре добавить муку и перемешать до однородной массы. Промытые и нашинкованные грибы мелко нарезать, лук нашинковать  и все вместе обжарить на растительном масле. Добавить в начинку мелко порезанные оливки и зеленый лук, перемешать. Небольшой кусок марли намочить в холодной воде, отжать и расстелить на доске. На марлю выложить картофельную массу, сформировать лепешку и на ее середину положить чайную ложку начинки. Приподнимая концы марли, соединить края лепешки. Готовые зразы обвалять в муке и жарить на растительном масле в течение 5-10 минут.

 

Среда

Салат из цветной капусты

cvetnoj-salat_2Ингредиенты:

цветная капуста – 1 кг.

морковь – 100 г.

красный и зеленый болгарский перец – по одному стручку

соль – 1 ч.ложка

сахар – 2 ч. ложки

кориандр – ¼ ложки

черный и красный перец – ¼ ложки

укроп – 1 пучок

½ ложки уксусной эссенции или щепотка лимонной кислоты

Приготовление:

Цветную капусту помыть, очистить, порезать. Припустить в кипятке 3 минуты. Морковь помыть, очистить, нашинковать. Болгарский перец очистить от семян и перегородок, мелко порезать. Цветную капусту, морковь, болгарский перец, укроп смешать и заправить смесью соли, сахар, перца, кориандра и лимонной кислоты.

 

Похлебка чечевичная

похлебка чечевичнаяИнгредиенты:

вода – 1,5 литра

чечевица – 1 стакан

луковица – 1

морковь – 1

петрушка – 1 пучок

лавровый лист – 3

перец черный – 6 горошин

чеснок – 0,5 головки

чабер – 1 ст. ложка

Приготовление:

Чечевицу замочить на сутки в холодной воде. Перед приготовлением еще раз промыть, залить холодной водой и поставить на умеренный огонь. Когда закипит, положить измельченные коренья и варить до полного разваривания чечевицы (должно остаться 1, 25 – 1 л. жидкости).  Затем добавить лук и остальные пряности, кроме чеснока и чабера, посолить и варить на очень слабом огне еще 10-12 минут, после чего заправить чесноком и чабром, снять с огня и дать настояться 5-8 минут

 

Свекла в сладком маринаде 

sveklavmarinadeИнгредиенты:

свекла – 500 г.,

стакан воды

сахар – 1-2 ст.л.

тмин – 1 ч.л.

3 ст.ложки столового уксуса

Приготовление:

Свеклу сварить неочищенной, остудить, снять кожицу и нарезать ломтиками. Вскипятить воду с сахаром и тмином, добавить уксус, лимонную кислоту или лимонный сок, отсудить и залить этим сиропом свеклу. Выдержать 1-2 дня перед подачей.

 

 

Четверг

Винегрет с фасолью

vinegretsfasoljuИнгредиенты:

свекла – 1 шт

картофель – 2 шт

огурцы соленые – 2 шт

грибы соленые – 2-3 ст.л.

фасоль – 100 г

лук репчатый – 1 шт

соль

перец молотый черный

Для заправки:

уксус 3%

масло растительное

Приготовление:

Свеклу и картофель вымыть, залить холодной водой и поставить варится до готовности. Если есть возможность, то варите овощи в отдельных кастрюлях, чтобы свекла не окрасила картофель. Кроме того, овощи можно не варить, а запекать в духовке. Готовые овощи охладить и очистить от кожуры. Свеклу и картофель вымыть, залить холодной водой и поставить варится до готовности. Если есть возможность, то варите овощи в отдельных кастрюлях, чтобы свекла не окрасила картофель. Кроме того, овощи можно не варить, а запекать в духовке. Готовые овощи охладить и очистить от кожуры. Картофель и свеклу порезать маленькими кубиками. Огурцы, если это требуется, очистить от толстой кожицы и порезать кубиками. Лук мелко порезать. В салатник сложить нарезанные овощи и добавить отваренную фасоль, добавить грибы, приправить все солью и молотым перцем. Для заправки в банке с крышкой взболтать смесь растительного масла с уксусом и залить винегрет. Все перемешать. Соотношение уксуса и масла выбирайте по собственному вкусу: для более кислого салата взять больше уксуса, для более мягкого вкуса – больше масла. Главное, чтобы винегрет получился в меру кислым, а овощи были хорошо перемешаны с заправкой.

 

Суп с печеными овощами

supspechenovoshamiИнгредиенты:

бульон (овощной) – 2,5-3 литра

картофель – 4 шт

перец сладкий красный – 1 шт

морковь – 1 шт

лук репчатый – 1 шт

помидоры – 2 шт

масло растительное – 2-3 ст.л.

зира – 1 ч.л.

соль, молотый черный перец, лавровый лист – по вкусу

Приготовление:

Картофель и морковь промыть, очистить и нарезать кубиками. Перец разрезать на половинки, удалить семена и нарезать соломкой. Помидоры нарезать дольками. На сковороде разогреть растительное масло, добавить ложку зиры, немного обжарить до появления аромата и снять с огня. Добавить в сковороду все овощи (кроме лука), перемешать, приправить солью, перцем, положить лавровый лист. Влить немного воды, чтобы овощи при запекании не пригорали, накрыть фольгой и поставить в разогретую до 180С духовку примерно на 30 мин. За это время овощи должны пропечься. В отдельной сковороде разогреть растительное масло и обжарить на нем тонко нарезанный лук.

Разогреть бульон, добавить в него обжаренный лук. Разложить по тарелкам печеные овощи и залить их бульоном. Готовый суп приправить по вкусу, по желанию можно добавить зелень.

 

Свекла по-монастырски

poleznyiy-svekolnyiy-salatИнгредиенты:

свекла – 1 кг.

репчатый лук – 200 г.

орехи – 200 г.

чернослив – 300 г.

растительное масло – 100 г.

кориандр (семена) – 2 ст. ложки

мед – 2 ст.ложки

Приготовление:

Свеклу очистить, залить кипятком, отварить до готовности и нразеь кусочками в виде мандариновых долек и такого же размера. Чернослив отварить и нарезать мелкими кусочками. Лук репчатый очистить, мелко нашинковать и спассеровать на растительном масле. Ядра любых орехов растолочь, соединить с медом, пассерованным луком и подготовленной свеклой и все тщательно перемешать, добавив для ароматизации размолотые семена кориандра.

 

Пятница

Салат с морковью, яблоками и хреном

moroccan-carrot-salad-2Ингредиенты:

хрен – 120 г.

морковь – 3 шт.

яблоки – 4 шт.

лимон – 1 шт.

сахар – 4 ложки

соль по вкусу

Приготовление:

Морковь и хрен измельчить на мелкой терке, яблоки  (без сердцевины) нарезать мелкими кубиками. Сахар смешать с лимонным соком и цедрой лимона, натертой на мелкой терке. Подготовленные компоненты салата соединить, добавить соль.

 

Рассольник постный с луком пореем

postnrassolnikИнгредиенты:

огурцы соленые – 4 шт

картофелины – 4 шт

морковка – 1 шт

корневой сельдерей – 50 г

лук-порей – 1 стебель

рис – полстакана

лист лавровый – 2 шт

зелень укропа и петрушки, соль, перец по вкусу

Приготовление:

Вскипятить 1,5 литра воды, посолить. Картофель, морковь и корень сельдерея очистить, нарезать кубиками среднего размера и положить в кастрюлю с кипящей водой. Варить 7 мин.

Лук-порей тщательно вымыть. Зеленую часть нарезать небольшими квадратами, белую – тонкими кольцами. Добавить в суп и варить 3 мин.

Огурцы очистить от кожуры, нарезать, сбланшировать 20 мин., положить в рассольник вместе с заранее отваренным рисом. Довести суп до кипения, уменьшить огонь и готовить 10 мин. Снять с огня, добавить нарезанную зелень, приправить  солью и перцем по вкусу. Накрыть крышкой и дать настояться 7 мин.

Для усиления вкуса одновременно с огурцами в рассольник можно добавить стакан процеженного через марлю огуречного рассола.

 

Баклажаны с орехами

baklazanysgretsorehИнгредиенты:

баклажаны – 250 г

орехи (очищенные) – 45 г

лук репчатый – 35 г

чеснок – 3 г

зелень (кинза, базилик, чабер, петрушка, сельдерей) – 15 г

перец красный молотый

соль

Приготовление:

Баклажаны нарезают вдоль, укладывают в эмалированную кастрюлю, вливают немного кипящей воды и варят на слабом огне 20-30 мин. (следят, чтобы не разварились). Готовые баклажаны откидывают на дуршлаг, остужают, отжимают, нарезают вдоль узкими ломтиками. Очищенные грецкие орехи толкут вместе с чесноком и солью, добавляют мелко нарезанный репчатый или зеленый лук, нарубленную зелень кинзы, чабера, базилика, петрушки, сельдерея, перец, винный уксус, все перемешивают, соединяют с овощами.

 

Суббота

Зеленый салат с ореховым соусом

savojsaladИнгредиенты:

огурец свежий – 2 шт

капуста савойская – 300 г

сельдерей корень – по вкусу

соль – по вкусу

Для соуса:

грецкие орехи (чищеные, молотые) – 1/3 стакана

чеснок – 1-2 зубчика

масло оливковое – по вкусу

Приготовление:

Савойскую капусту тонко нашинковать, сложить в миску, чуть посолить и немного помять руками. Молодые свежие огурцы маленького размера (с мелкими семенами) помыть и порезать тонкими полумесяцами. Добавить к капусте. Корневой сельдерей очистить от кожицы, натереть на крупной терке и добавить к овощам. Убрать миску с салатом в прохладное место примерно на час, чтобы огурец дал сок. Для соуса орехи измельчить в блендере или растереть пестиком. Добавить к ореховой кашице мелко порубленный чеснок и перетереть его с орехами. Добавить к орехам оливковое масло, продолжая перетирать кашицу пестиком, чтобы получилась густая масса. Добавить получившийся соус к овощам и перемешайте. Дать салату немного настояться и подавать на стол.

 

Весенний суп

shavelsupИнгредиенты:

щавель – 500 г

чеснок (перья)

мука – 3 ст.ложки

растительное масло

Приготовление:

Перебрать, тщательно промыть и мелко нарезать щавель и несколько перьев молодого чеснока, потушить в разогретом растительном масле, добавить 1- 2 столовые  ложки муки и такое количество кипящей подсоленной воды, чтобы получился умеренно густой суп; положить в него очищенный и нарезанный картофель и варить до готовности. Перед подачей на стол положить мелко нарезанную зелень петрушки.

 

Тушеная свекла

tushenajasveklaИнгредиенты:

свекла – 4 шт

лук репчатый – 2 шт

масло растительное

уксус бальзамический

соль, зелень укропа

Приготовление:

Свеклу промыть, овощерезкой срезать кожицу, нарезать на небольшие брусочки. Лук мелко порезать и обжарить до мягкости на растительном масле.

Добавить к луку нарезанную брусочками свеклу и обжаривать все вместе примерно 15 мин., постоянно помешивая, чтобы овощи не пригорали. За время обжаривания объе

Постные дни среда и пятница: что можно есть

пост среда и пятница что можно естьЧасто можно слышать вопросы: постные дни среда и пятница — что можно есть, можно ли рыбу, как готовить еду на поминки и чего нельзя делать. Обратимся к уважаемым православным источникам, и попытаемся раскрыть эти секреты, плюс узнаем хорошие постные рецепты на целый день — завтрак, обед, постный ужин, сытно и вкусно.

Давайте сначала разберемся — почему среда и пятница в православии считаются постными днями?

Среда — это в память о том дне, когда Иуда предал Иисуса Христа, мы скорбим вместе с ним.

Пятница — в этот день распяли Христа, потому мы постимся в воспоминание об этом дне. Святые отцы говорят: «когда вы едите скоромное в эти дни, вы распинаете Господа», и еще: «кто в среду и пятницу не постятся, много грешат пред Господом». И еще говорят, что ангелы ведут счет постным средам и пятницам в нашей книге жизни…

Что касается поминок или каких праздничных дней, выпадающих на среду с пятницей, нужно придерживаться тех же правил. В эти дни, как в обычный пост, недозволительно развлекаться, веселится, сидеть перед телевизором, это дни для дел милосердия, размышлений о Боге, о грехах своих, чтение духовной литературы и так далее.

Еще часто спрашивают, можно ли рыбу по средам и пятницам, нам батюшки отвечают: когда обычные дни — то можно, если это время какого-то поста и среда с пятницей попадают в дни строго поста, то нельзя. Вот пример: сейчас начнется Рождественский пост, и в дни его среда и пятница будут строгими, рыбу вкушать нельзя.

Вообще, что касается Рождественского поста, то по Типикону, рыбу тоже не все дни можно есть. К примеру, до 19 декабря рыбка запрещена понедельник, среда, пятница, после 19-го — до 2 января — рыбу лишь в выходные можно, а со 2-го по 6 января вообще нельзя рыбку вкушать.

Еще вопрос иногда встает — когда начинается постный день, ведь многие путаются от того, что сам день начинается в церкви с вечера, так вот — пост начинается также, как обычный день, с 24.00.
Сегодня хотим предложить вам три блюда для постной среди (пятницы) – завтрак, обед, ужин — вкусно, сытно, просто и питательно.

Посмотреть: постные рецепты, вкусные и простые.

Коврижка постная, монастырская

коврижка монастырская

Продукты:

  • стакан сахара
  • стакан воды (если не пост, то можно кефир или молоко взять)
  • стакан варенья
  • 1 ч.л. соды в укусе погасить
  • муки 2-2,5 стакана

Все смешать, смазать форму, выложить и выпекать. Можно сверху пудрой сахарной присыпать, глазурь какую-то сделать, разнообразит тем самым коврижку.

Еще можно добавить меда вместо варенья и какао, изюма немного, крем сварить с воды, олейны, какао и сахара —  вкусно!

Селедка по-корейски

селедка по-корейски

  • 1 кг свежезамороженной сельди
  • стакан томатного сока
  • 80 мл (можно меньше) 9% уксуса
  • 120г масла подсолнечного без аромата
  • ложка соли столовая
  • ложечка сахара чайная, столько же молотого перчика
  • 3-4 луковицы

Селедку на филе аккуратно разобрать, порезать кусочками. масло с томатом закипятить, снять с огня, всыпать специи, охладить и залить соусом селедку. Оставить так на сутки. Отвариваем картошку, делаем салат или достаем из банки огурчики маринованные, и постный обед готов!

Постный салат

салат постный свекла с орехами

  • свекла
  • курага
  • чернослив
  • орехи
  • майонез постный

Можно варьировать с количеством продуктов, кто как любит. Свеклу отварить, на терочке измельчить, курагу с черносливом для размягчения кипятком залить. потом избавить от жидкости и соломкой нарезать. Орешки подробить, все полить майонезом и смешать. Постный салатик готов!

Еще очень вкусно получается даже на праздничный стол в пост замечательный постный салат от матушки Елены — необыкновенный просто!

Кратко о постах Православной Церкви — Схемы и пособия

Календарь постов и праздников

Русская Православная Церковь в настоящее время использует Иерусалимский Устав лавры прп. Саввы Освященного. Так как это монастырский устав, то миряне могут его соблюдать в свою меру. См. Пост по Типикону

Цель. Пост это средство для воспитания силы воли, освобождения от зависимостей и обращения сэкономленного на благие цели.

Многодневные посты:

  1. Рождественский – 40 дней (28 ноября – 7 января).
  2. Великий – 7 недель — 48 дней (не ранее 15 февраля и не позднее 7 мая).
  3. Апостольский от 8 до 42 дней (неделя после Троицы – 12 июля).
  4. Успенский – 2 недели (14-28 августа).

Однодневные посты:

  1. Святки – от Рождества Христова до Крещения Господня (7-18 янв.).
  2. Мытаря и фарисея – за 2 седмицы до Великого Поста.
  3. Сырная  – седмица перед Великим Постом (но без мяса).
  4. Светлая – седмица после Пасхи.
  5. Троицкая – седмица после Троицы.

Количество постных дней в году – от 178 до 212.

Степени поста (зависят от поста, состояния здоровья и условий постящегося):

  1. Отказ от мяса.
  2. Отказ от молочного.
  3. Отказ от рыбы.
  4. Отказ от елея.
  5. Воздержание от пищи на определённый срок.

Послабление в посте принято для тяжело болящих, беременных, путешествующих (пешком или на лодке с вёслами, а не на самолёте или автомобиле).

Начало поста – в полночь. Окончание поста – после Божественной Литургии.

Постные термины:

  • Елей – растительное масло.
  • Чревоугодие – первая из восьми главных страстей.
  • Скоромное – недозволенное в пост.
  • Разговение – вкушение скоромной пищи по окончании поста (см. говение).
  • Тайноядение – употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.).
  • Сухоядение – употребление растительной пищи без её тепловой обработки.

Разновидности поста:

  • Гастрономический (пищевые ограничения)
  • Информационный (отказ от информации, отвлекающей от богопознания и рассеивающей внимание)
  • Евхаристический пост – полное воздержание от пищи и пития с полуночи до Причастия.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о