Сообщение великий пост – , , ,

Содержание

Путь к Пасхе — о Великом Посте кратко — Пост — Новый Завет — Статьи

Происхождение Великого поста

Великий Пост был учрежден древней Церковью в воспоминание пребывания Самого Господа Иисуса Христа в пустыне в течение сорока дней, перед тем как явиться народу и проповедовать Царствие Божие, затем пострадать, быть распятым, умереть на Кресте и наконец воскреснуть в третий день. В Ветхом Завете эти события были уже возвещены Исходом евреев из Египта, под предводительством Моисея. Великий Пост нас готовит к встрече Пасхи, Торжества из Торжеств. Сам Спаситель нам указал, как поститься перед Отцом Небесным (Мф.6,16-17).

Смысл поста

Это время покаяния, молитвы и воздержания от некоторой пищи, а также и развлечений. Пост никогда не был простым подчинением внешнему правилу, он является, главным образом, призывом к внутреннему изменению, способствующему проявлению духовной жажды Бога, ведущей к полному воздержанию от пищи перед причащением, как образ ожидания трапезы Господней.

Великопостное время особенно отмечается двумя молитвами:

Покаянный тропарь:

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Открой мне двери к покаянию, Жизнеподатель, ибо дух мой с раннего утра стремится к святому храму Твоему, нося весь оскверненный телесный храм; но Ты, как Милосердный, очисти его по неизреченной Твоей милости.

Молитва св. Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Господи и Владыка жизни моей, Дух праздности, уныния, властолюбия и празднословия отклони от меня.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему.
О, Господин Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Порядок шести недель Великого поста

Великий пост длится шесть недель, которым предшествует подготовительный период, включающий в себя воскресные дни, называемые Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя мясопустная (о Страшном Суде) и Неделя сыропустная (Прощеное воскресенье).

Первая седмица (неделя) поста посвящена покаянию, что выражает знаменитый канон св. Андрея Критского, читаемый в первые четыре дня на Повечерии. В субботу первой седмицы на литургии св. Иоанна Златоуста совершается память св. великомученика Феодора Тирона, предупредившего во сне патриарха Евдоксия о том, что Юлиан Отступник осквернил продукты на рынках кровью принесенных в жертву идолам животных. Св. Феодор велел приготовить «коливо» из злаков с изюмом, орехами и цукатами, которое и вкушали христиане, чтобы избежать употребления оскверненной пищи.

Каждый воскресный день поста является некоторой ступенью в возрастании христиан на пути к Пасхе.

В первое воскресенье празднуется Торжество Православия (в частности, иконопочитания), затем, в воскресенье св. Григория Паламы, мы отмечаем его учение о благодати и нетварных энергиях, в третье воскресенье (Неделя Крестопоклонная) — Честной Крест и наше сораспинание со Христом, в четвертое воскресенье мы вспоминаем св. Иоанна Лествичника и его знаменитую «Лествицу» — книгу о восхождении нашем к Богу, в четверг пятой седмицы особой службой, называемой «Стояние Марии Египетской» (обычно совершается в среду вечером), отмечается подвиг покаяния и отшельничества св. Марии Египетской, а в субботу совершаем Похвалу Божией Матери.

Пятое воскресенье посвящено Марии Египетской. Шестая неделя заканчивается Лазаревой субботой. Вечером совершается всенощная накануне Вербного воскресенья — праздника Входа Господня в Иерусалим, с которого и начинается Страстная седмица.

Литургия св. Василия Великого

Во все воскресные дни Великого Поста совершается литургия св. Василия Великого, архиепископа Кесарийского (329-379), которая отличается от обычной литургии св. Иоанна Златоуста (344-407) более длинными и насыщенными евхаристическими молитвами. Эта литургия совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу, накануне и в день Рождества Христова и Богоявления, а также в день св. Василия Великого 1/14 января.

Литургия Преждеосвященых Даров

Во время Великого Поста не совершается таинство Евхаристии, кроме как в субботу и воскресенье; однако совершается литургия Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней, по средам и пятницам, в четверг пятой недели и в первые три дня Страстной седмицы.

Это типично постное богослужение, и очень рекомендуется верующим в нем участвовать хотя бы один раз за время поста, чтобы действительно прочувствовать и пережить великопостное богослужение. Преждеосвященные Дары освящаются накануне, на воскресной литургии, после которой они специально хранятся, чтобы христиане могли причаститься ими в будние дни, т.е. в среду или в пятницу. Это богослужение состоит из вечерни, которая во второй части похожа на обычную литургию, только без евхаристического канона. Эта служба составлена св. Григорием Двоесловом (540-604), она свидетельствует о привязанности древних христиан к причащению. В наши дни эти службы совершаются утром, по русскому обычаю 19 века. Перед вечерней служатся обычно Третий, Шестой и Девятый часы и Изобразительные, с молитвой св. Ефрема Сирина и поклонами. Чтобы причаститься надо соблюсти, как обычно, евхаристический пост.

Страстная Неделя

Великий пост заканчивается накануне Лазаревой субботы, предшествующей Вербному воскресенью. В Великие Понедельник, Вторник и Среду совершается литургия Преждеосвященных даров.  Эти дни носят эсхатологический характер, т.е. они обращены к теме конца мира. На часах читается полностью Четвероевангелие. В Великий Четверг отмечается установление Спасителем Таинства Евхаристии, в Пятницу — Распятие и Погребение Господа нашего Иисуса Христа и в Субботу — благоговейное молчание твари у гроба Спасителя в ожидании Воскресения. Все христиане стараются побывать на этих службах, особенно на литургии в Великий Четверг и на утрене с чтением 12 Евангелий (обычно служится вечером в Великий Четверг). В Великую Пятницу днем совершается вечерня с выносом Плащаницы, а вечером — утреня с чином Погребения Спасителя, совершается крестный ход с Плащаницей. В Великую Субботу служится литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней — самая торжественная в году, в центре храма находится Плащаница, и, наконец, в ночь с Субботы на Воскресенье совершается полунощница, Пасхальная утреня и литургия.

Пасхальная ночь

Пасхальное ночное богослужение начинается обычно после 23 ч., с полунощницы. После этой короткой службы под конец пения канона священник уносит Плащаницу в алтарь и располагает ее на Престоле, где она будет лежать до Вознесения. Затем следует крестный ход. Возвращаясь в храм, священик приветствует народ восклицанием «Христос Воскресе!», на что народ отвечает: «Воистину Воскресе!» Врата иконостаса остаются открытые всю Светлую неделю, изображая опустевший, отверзшийся после Воскресения гроб Господень. Затем совершается пасхальная утреня, по народному «заутреня», с пением пасхального канона св. Иоанна Дамаскика. После утрени совершается литургия св. Иоанна Златоуста, на которой причащаются все говевшие во время поста. После литургии освящается артос, который будет храниться перед иконостасом всю Светлую седмицу, до его раздаяния и потребления в Светлую субботу после литургии. По старинному обычаю в Великую Субботу верующие приносят в храм для освящения разные пасхальные яства: кулич, сырную пасху, изображающую Голгофу с орудиями страстей Господних, крашеные яйца, в память св. Марии Магдалины, пришедшей возвестить императору Тиварию о Воскресении Христовом. В течение сорока дней Пасхи верующие приветствуют друг друга троекратным лобызанием со словами: «Христос Воскресе», на что отвечают: «Воистину Воскресе!»

happy-school.ru

смысл, история, календарь и правила питания

Великий пост – важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Это период подготовки к самому большому празднику – дню Светлой Пасхи. В основе Великого поста воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а последняя страстная седмица установлена в память о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Из нашей статьи вы узнаете, в чем заключается суть Великого поста, как он появился. О структуре Великого поста: что такое Святая Четыредесятница? Календарь Великого поста в 2019 году. Что едят в Великий пост, как правильно поститься, а также – чем пост отличается от диеты.

Суть Великого поста

Великий пост – это время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Он предназначен для духовно-нравственной подготовки к празднованию Светлого Христова Воскресения.

Готовя себя к Пасхе, мы очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Бог

Этот пост пред­ва­ря­ет­ся тре­мя под­го­то­ви­тель­ны­ми неде­ля­ми – «сед­ми­ца­ми», по­сте­пен­но вво­дя­щи­ми верующих в стро­гий бо­го­слу­жеб­ный и бы­то­вой жиз­нен­ный ритм. Начинается он с Чи­сто­го по­не­дель­ни­ка, сле­ду­ю­ще­го за Про­ще­ным вос­кре­се­ньем. Заканчивается пост Страстной седмицей.

великий пост 2019великий пост 2019Патриаршее богослужение в Великий пост

Сам пост состоит из двух периодов:

  1. Святой Четыредесятницы – первые сорок дней Великого поста.
  2. Страстной Седмицы – последняя неделя перед Пасхой.

Если во время Четыредесятницы мы идём навстречу Богу, то во время Страстной Седмицы Бог идёт к нам. Он идет через великие мучения, арест, Голгофу, Тайную Вечерю, сошествие в ад, и после этого уже к самой Пасхе. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник – Пасху.

Структура Великого поста

Структура Великого поста построена так, что каждая неделя имеет свой духовный смысл. И человек, который полноценно посвящает свои время и силы посту, как по лестнице духовного восхождения, ступенька за ступенькой поднимается к тайне Пасхи Христовой.

media.elitsy.ru

История Великого поста — Православный журнал «Фома»

История Великого поста таит в себе множество загадок. Мы называем его Святой Четыредесятницей, но на самом деле он продолжается 7 недель или 48 дней, не считая Пасхи. Почему святые отцы называли этот пост «десятиной года», как нужно правильно поститься по Уставу, почему Церковь считает, что в субботы и воскресенья Великого Поста христиане не постятся. Обо всем этом в материале журнала «Фома».

Когда в Церкви появился Великий пост?

vpost230215_2

Фото Владимира Ештокина

До III века в разных христианских Церквах верующие по –разному готовились встречать день святой Пасхи. Известный христианский апологет Тертуллиан и святой Ириней Лионский во II веке говорят о практике 40 часового поста (от вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной литургии), во время которого христиане вообще не принимали пищу. Пост от Великой Пятницы до Пасхи был подражанием сорокадневному посту Спасителя, а также  буквальным пониманием фразы Христа в Евангелии от Матфея: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Мф. 9,15)

По мысли первых христиан время, когда Христос был отнят у верующих, начиналось с момента смерти на кресте до Воскресения, что и определяло продолжительность поста.

В середине III века в некоторых поместных Церквах появляется шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. При этом часть христиан считала такой подвиг чрезмерным, и продолжала поститься около сорока часов. Во второй половине III века александрийский епископ Дионисий Великий, отвечая на вопрос, когда нужно завершать Великий Пост, вечером в Великую субботу или утром на Пасху после пения петуха, говорит о разных практиках воздержания: «И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного; тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможенея, простительно более раннее вкушение пищи; но если иные четыре предшествующие дня поста … вообще не постились и даже роскошничали и потом, когда наступают последние два дня, их, т. е. пятницу и субботу, непрерывно постятся и думают, что делают нечто великое и славное».

В начале V века все Поместные Церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста, как десятины года, и с этого момента продолжительность Святой Четыредесятницы в разных Церквах колеблется от 6 до 8 недель. Проблема заключалась в том, как считать субботы и воскресенья, во время которых пост отменяется.

Сколько длится Великий пост?

Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6 недели, о чем можно узнать из песнопения, которое звучит в этот день в храме. Затем с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной недели, которая уже не входит в Великий пост.

Но существует и еще один способ превратить 48 дней поста в «десятину года». Как известно, обычный год продолжается 365 дней и несколько часов. Если из семи недель вычесть все субботы и воскресенья, когда пост отменяется, то мы получим 35 дней + еще несколько часов поста во время пасхальной ночи.

Уже в IV –V веке Церковь считала Великий пост обязательным для всех христиан. В правилах Вселенских соборов и в текстах святых отцов мы можем найти упоминание о том, что христианин, не соблюдавший Великий Пост, на некоторое время мог отлучаться от Церкви. В одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста говориться о том, что к IV веку Святая Четыредесятница изменяла привычный уклад жизни Константинополя: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную

жену».

Сорокадневная продолжительность Великого поста, принятая всей Церковью, – это подражание посту Спасителя в пустыне, и посту пророка Моисея, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение. В древней Церкви крестили на Пасху, и оглашенные готовились к этому событию 40 дней, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост. Остальные же христиане старались причаститься во время Святой Четыредесятницы.

Что такое Великий пост по уставу Церкви?

Если несколько упростить рекомендации Типикона (церковного устава), то пост предполагает ограничение числа приемов пищи (один раз в день, вечером) и ее качества (хлеб и вода, теплые овощи без масла – сухоядение), и даже полный отказ от пищи и воды (например, в понедельник и вторник первой недели).

То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста за исключением особых случаев христианин есть один раз в день очень простую пищу без масла (хлеб, вода, овощи).

В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином (отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина), поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями.

Отметим, что в древней Церкви какое-то время еще спорили о том, что можно в эти дни во время Великого поста. Некоторые христиане считали, что допустимо употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы, но в конечном итоге было решено, что ослабление поста в субботу и воскресенье может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразия растительной пищи.

Такие строгости были связаны с основной идеей поста – пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.

Довольно рано Церковь поняла, что столь жесткие правила поста не могут понести все христиане, а потому в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам.

Сейчас же все вопросы относительно меры пищевого поста православный христианин должен обговорить со своим духовником.

На анонсе: Иван Крамской. Христос в пустыне. 1862

 

foma.ru

Великий пост — это… Что такое Великий пост?

Великий пост

За семь недель до Пасхи начинается Великий пост — важнейший из многодневных постов, который готовит христиан к достойной встрече праздника Воскресения Христова.

В связи с тем, что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни.

Из четырех многодневных постов Великий пост является основным, самым продолжительным и строгим. Он включает шесть седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей.

Считается, что длительность Святой Четыредесятницы — 40 дней — восходит еще к Ветхому завету, когда Моисей постился на горе Синай сорок дней. Апостолы установили пост в память о сорокадневном посте Иисуса Христа, когда после своего крещения он удалился в пустыню, где был искушаем дьяволом.

О том, что Великий пост — установление святых апостолов, свидетельствует и 69-е Апостольское правило, повелевающее поститься в св. Четыредесятницу.

В Древней Церкви сорокадневный Великий пост соблюдался не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался, но уже в IV веке в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника (после Недели сыропустной) до Великой Субботы.

Таким образом, Великий пост состоит из 40 дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы — в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.

Пост, или говение — это время покаяния, раздумий и усердных молитв, отказа не только от определенной пищи, но от всех вредных привычек и увеселений.

Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (не постной) пищи.

В течение всего Великого поста православная церковь призывает верующих воздерживаться от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, в том числе и в составе различных блюд. Рыба разрешается лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье, в этом году 17 апреля). А в Лазареву субботу (16 апреля) постящимся можно есть икру.

На Руси свято чтили Великий пост. В эти дни смолкали все песни, готовился постный стол.

Жизнь во время Великого поста кардинально менялась: закрывались театры, бани, игры, прекращалась торговля мясом, на первой неделе поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов.

С особой строгостью принято соблюдать первую и Страстную седмицы Великого поста. Выделяют несколько степеней поста: полное воздержание от пищи, сухоядение, горячая пища без масла, горячая пища с маслом (растительным), вкушение рыбы.

Монастырский устав предписывает православным в первые два дня первой недели высшую степень поста, т.е. полное воздержание от пищи. В остальные дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания — растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.

Последняя, легчайшая степень воздержания, то есть употребление в пищу рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (если он приходится не в Страстную седмицу) и в день Вербного воскресения. В Лазареву субботу разрешается икра, елей и вино. Однако такие строгие нормы поста не всегда применимы в условиях современной жизни: многие священники говорят, что если сухоядение было возможно в древних монастырях, где и воздух, и хлеб и воды были совсем другого качества, то в современном обществе такой пост выдержать сложно. Меру своего поста надо обязательно согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.

Еще с дореволюционных времен от поста освобождались тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути. Но они особенно строго соблюдали духовный пост, воздерживаясь от развлечений, и на исповеди приносили покаяние в нарушении поста.

Цель любого поста — в воздержании, очищении души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души духу. Поэтому, например, гневаться или унывать во время поста так же грешно, как пить вино или есть мясо. Святые отцы церкви, рассуждая о соблюдении постов, называли себя «не телоубийцами, а грехоубийцами».

У каждой из шести недель Великого поста свой смысл и символика. Одну из недель (чаще всего первую) верующие обычно посвящают особенно усердному его соблюдению и регулярному посещению церкви, после чего в субботу или воскресенье исповедуются и причащаются.

В первую неделю Великого поста, с понедельника по четверг в храмах на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского (VII-VIII века). Этот канон содержит глубокие покаянные молитвы и проводит аналогии между кающимся грешником и библейскими героями, которые тоже грешили и каялись.

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» т. е. отваренной пшеницы с медом, в память св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста.

В 362 г. он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) выставляются храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от церкви.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке и раскрывшего учение о силе поста и молитвы.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие поклоняются Кресту, в это время поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века — святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние св. Марии Египетской». Жизнь святой Марии — великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии ‑ должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.

В субботу на пятой неделе совершается Похвала Пресвятой Богородице: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской.

В субботу на шестой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого поста — великий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем, Неделей Вай или Цветоносной. На Всенощном бдении освящаются окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, которые стоят с зажженными свечами до конца службы, что знаменует победу жизни над смертью (воскресение).

Вербным Воскресеньем заканчивается Четыредесятница и наступает Страстная Седмица.

Три субботы — второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.

На время Великого поста меняется и богослужение. Преобладает чтение, хор поет реже, плачет монотонными унылыми ударами колокол. Священнослужители во время Великого поста традиционно облачаются в соответствующие этому времени темные, фиолетовые одежды.

На протяжении всего поста с понедельника по пятницу не совершается Божественная литургия (кроме праздника Благовещения). Божественные литургии совершаются лишь по субботам и воскресеньям.

По средам и пятницам совершается особое последование — Литургия Преждеосвященных Даров, на которой говеющие прихожане могут причаститься Святыми Дарами, освященными в прошлое воскресенье. На протяжении всего Великого поста на утренних и вечерних службах читаются книги Ветхого Завета. С самой первой вечерни предлагаются для чтения книга Бытия и книга Притчей Соломоновых. Чтение Бытия идет по порядку глав, но в дни литургии, когда собирается больше людей в храмах, читаются два важнейших сказания о судьбе всего человечества: в среду — сотворение по образу Божию и подобию, а в пятницу ‑ изгнание из рая.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной неделей. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданиям, крестной смерти и погребению. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими. Понедельник, вторник и среда этой недели посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.

Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию омовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предания Его Иудой.

Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. На утрене (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангелий, избранных из всех четырех евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной вечере и кончая Его погребением. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами. В Великую Пятницу литургии не бывает, а совершаются царские часы. На вечерне священнослужители поднимают плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма.

Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед плащаницей и прикладываются к ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски … и на престоле со Отцем и Духом» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.

На утрене Великой Субботы, после великого славословия, плащаница поднимается над главами, выносится священнослужителями из храма на главе при участии народа и обносится вокруг храма. Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам и кладется на место посредине храма.

Черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Диакон в светлом облачении выходит на середину храма и перед плащаницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом. По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина.

После этого начинается чтение книги Деяний апостольских, которое продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма в алтарь перед Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня.

Богослужение. Архив

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Суть и история Великого поста в православии

Великий пост, который готовит христиан к достойной встрече главного праздника – Светлого Воскресения Христова, в 2019-м начинается 11 марта.

Великий пост, самый строгий и продолжительный, на сегодняшний день состоит из двух частей — Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, и в общей сложности длится 48 дней.

Первая установлена в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне и длится шесть недель, вторая — последним дням земной жизни и крестной смерти Спасителя.

История Великого поста

Великий пост установлен в апостольские времена и первоначально длился от 24-х до 40 часов. В этот период христиане отказывались от пищи полностью.

Шестидневный пост в некоторых поместных Церквах появляется в середине III века, как воспоминание о событиях последних дней земной жизни и крестной смерти Иисуса Христа.

Часть христиан, в те далекие времена, считала чрезмерным такой подвиг, и продолжала поститься около 40 часов.

Церковь Великий пост считала обязательным для всех христиан уже в IV –V веке. Христианин, не соблюдавший Великий пост, на некоторое время могли отлучить от Церкви — упоминание об этом можно найти в правилах Вселенских соборов и в текстах Святых отцов.

Продолжительность Великого поста с V века увеличивается до 40 дней – это подражание посту Иисуса Христа в пустыне, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение.

Крестили в древней Церкви на Пасху и оглашенные готовились 40 дней к этому событию, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост.

Какое-то время в древней Церкви спорили о том, что можно есть во время Великого поста. Некоторые считали, что употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы допустимо, но в итоге было решено, что ослабление поста может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразии растительной пищи в субботу и воскресенье.

Такие строгости были связаны с основной идеей поста – в те далекие времена христиане считали, что пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившиеся деньги и время нужно использовать для дел милосердия и участия в богослужении. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.

Церковь вскоре поняла, что столь жесткие правила поста все христиане не могут понести, потому некий минимум поста установлен в церковных канонах, который должен соблюдаться всеми верующими. Согласно этим правилам, максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам, это пост, включающий горячую овощную пищу на масле и рыбу.

Раньше пост соблюдали очень строго, особенно на первой неделе и на Страстной – люди до девяти часов утра воздерживались даже от приема воды. Цари и вельможи тоже постились, употребляя в эти дни только грибы и овощи, как и простой народ.

На сегодняшний день, все вопросы, связанные с мерой пищевого поста православный христианин должен обговорить со своим духовником.

От поста освобождаются тяжело больные люди, военные, рабочие, занимающиеся тяжелым физическим трудом, путешественники, беременные женщины, кормящие матери, а также дети до семи лет. С семилетнего возраста ребенок может поститься по средам и пятницам. Достигнув 14-ти лет подросток волен выбрать поститься ему или нет.

Суть Великого поста

Суть поста — это самоограничение, а не просто отказ от мясной и молочной пищи, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни.

В первую очередь, суть поста в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.

Пост помогает многое переосмыслить духовно, дает возможность о многом подумать. В период Великого поста есть возможность прервав бесконечный, ежедневный бег, заглянуть в собственную душу и понять, насколько далеки мы от идеала, к которому нас призывает Бог.

Священнослужители поясняют, что пост без молитвы — это просто диета, так как в пост в первую очередь заботиться нужно об очищении души и помыслов, а для этого все семь недель Великого поста необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы.

В тоже время к ограничениям приучаться нужно постепенно — тем, кто впервые вступает в пост, следует помнить, что, если начнет резко поститься скорее испортит себе здоровье, чем приблизится к святости. К тому же, он станет раздраженным и нетерпеливым.

Раздражаться в пост нельзя, как и совершать любые другие отрицательные поступки, которые разрушают мир между людьми. Духовное очищение, отказ от определенных продуктов, пагубных страстей, злых слов и дел, дурного настроения и раздражительности – главный смысл поста.

Пост призван сделать телесную природу, которая могла бы подчиняться движениям духа и исполнять его требования, крепкой и легкой.

Следовательно, цель Великого поста — добиться внутренних качественных изменений, следуя подвигу Иисуса Христа, который постился 40 дней в пустыне.

Священнослужители считают, что определить свою меру поста, сколько в сутки ему нужно еды и питья, каждый человек должен сам, постепенно уменьшая количество пищи до необходимого минимума для жизни.

Но главным правилом остается то, что отягчать себя пьянством и чревоугодием, не нужно. Важно помнить, что суть поста, прежде всего в ограничении удовольствия, а не в отказе от животной пищи.

Верующим, соблюдающим пост, принимать участие во всевозможных увеселительных мероприятиях во время поста, категорически не рекомендуется.

Вступать в брак, на протяжении всего Великого поста нельзя, тем более венчаться. Праздновать другие торжества также следует после завершения поста. Воздержаться от вредных привычек желательно в период всего Великого поста, например, от курения и спиртных напитков.

Освобождаются от поста кормящие матери, беременные женщины, тяжело больные, военные, путешественники рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также дети до семи лет. При желании, они могут поститься, но не так строго, как написано в Уставе.

В Великий пост, самым легким послаблением считается разрешение на растительное масло, а более серьезным – на рыбу, которая по церковному уставу обычно разрешается на Благовещение и в Вербное воскресение. Дальнейшее послабление идет на молочные продукты и яйца. Все эти вопросы нужно согласовать с лечащим врачом и духовником.

Пост — очень сильное средство, чтобы приготовиться к спасительным и великим делам — священнослужители напоминают, что все боголюбивые люди чувствовали, что, Святые всегда строго постились и советовали другим.

Материал подготовлен на основе открытых источников

sputnik-georgia.ru

Посты — Справочник православного человека

Пост – время усиленного молитвенного обращения к Богу, борьбы со своими страстями и греховными привычками, сопровождаемое воздержанием от пищи животного происхождения, употребления спиртного, супружеской близости, увеселений и развлечений.

Цель поста – не в формальном отказе от мяса, других продуктов животного происхождения и вообще воздержании. Эта сторона поста, как бы она не была важна сама по себе, является лишь помощью в достижении главной цели – искоренения в человеке всего того, что мешает его соединению с Богом, и стяжания добродетелей, которые этому единству способствуют. Священник Александр Ельчанинов пишет по этому поводу следующее: «Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания. Пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов – через истощение тела дойти до утончения духовных способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу».

Совершенный пост имеет две основные составляющие:

1) телесный пост;

2) духовный пост.

Телесный (или физический) пост, как следует из его названия, относится к телесной природе человека, к его физиологическим потребностям. В первую очередь, это воздержание в пище, которое должно носить не только качественный, но и количественный характер. Нельзя, отказываясь от определенного Уставом вида пищи, употреблять неумеренно постную или формально постную, но изысканную еду. Наслаждение дорогими или редкими продуктами, специально приготовленными в качестве «постной пищи», соблюдая букву Устава, нарушает его дух. Понятно, что цель телесного поста – не буквальное следование ограничениям в пище животного происхождения, а настойчивая попытка освободиться от духа чревоугодия и лакомства, от привычки к невоздержанию и объедению. Супружеское воздержание, предписываемое правилами Церкви, также способствует укрощению телесных страстей человека и способствует сосредоточению на состоянии души постящегося.

Во время поста необходимо воздерживаться и от развлечений, особенно современных, доступ к которым можно получить, не выходя из дома. В первую очередь, это телевидение, которое агрессивной нечистотой или пустотой некоторых передач способно расстроить любое духовное делание христианина, просматривающего постом эти, мягко говоря, неблагочестивые программы. Таким же соблазном, но уже для детей, являются компьютерные игры, увлечение которыми не только мешает выполнению ребенком своих обязанностей в школе и дома, но может привести к серьезным духовным и физическим последствиям.

Постом вообще необходимо воздерживаться от пустого времяпрепровождения, поскольку оно отвращает человека от концентрации на духовном, молитвенном делании. Но одновременно с физическим должен совершаться пост духовный, который и является высшей ступенью совершенного поста.

Духовный пост – это, прежде всего, молитвенное обращение к Богу, стремление к Богообщению, высшей точкой которого является Причащение Святых Христовых Таин. Притом очень важно оказывать ближним свою любовь и доброжелательность, помогать им в их нуждах, проявлять заботу и внимание к тем, кому они необходимы. Святитель Иоанн Златоуст, раскрывая суть духовного поста, говорит: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».

На этом пути человека обязательно будут подстерегать собственные греховные страсти: эгоизм, гнев, раздражение, самомнение, самолюбование, гордость, тщеславие. Борьба с ними и составляет одну из целей постного делания христианина. Но и эта цель не является главной. Очищение от страстей должно проходить на фоне сокрушенного сознания своей немощи и упования на Божию помощь. Если нет честного анализа своих грехов, духовной неудовлетворенности собой, самоуглубления и осознания своего недостоинства перед лицом Божиим, настоящее покаяние и примирение с Господом будет невозможным.

Примеров соблюдения поста в Ветхом Завете великое множество. Постились цари и пророки, простые израильтяне и иноплеменники, постились дети и даже животные, которые невольно разделяли скорбь своих хозяев.

В книге Исход находим пример поста пророка Моисея перед великим событием в жизни богоизбранного народа. И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие (Исх. 34; 28).

Пророк Давид в день погребения своего союзника Авенира соблюдал строгий пост: И пришел весь народ предложить Давиду хлеба, когда еще продолжался день; но Давид поклялся, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь (2Цар. 3; 35).

Постился он и при печальных или тяжких обстоятельствах. Так, когда восстали на Давида свидетели неправедные, пророк свидетельствовал: Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недр о мое (Пс. 34; 13).

Пророк Даниил постился, когда ему было откровение великой силы: В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней (Дан. 10; 2, 3).

В Ветхом Завете есть подробные указания о том, как провести пост, чтобы это было не формальностью, не фарисейским самодовольным деланием, направленным на внешнее исполнение заповеди, а настоящим, живым движением человеческого сердца к Богу. Так в Книге пророка Исайи есть удивительные слова:

Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. (Ис. 58; 2–7).

Посты ветхозаветного Израиля делились на три вида.

1. Чрезвычайные.

2. Всенародные.

3. Частные.

Примерами подобных постов полны книги Ветхого Завета. Так к числу чрезвычайных постов относится уже упомянутое сорокадневное воздержание от пищи Моисея на горе Хорив. Сюда же можно отнести пост длиной в три с половиной года, наложенный Богом на народ Израильский по молитве пророка Илии: И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (3Цар. 17; 1). После этого последовала засуха и неурожай, посредством которых Бог по молитве своего угодника пророка Илии отвратил народ Израильский от поклонения идолам.

К числу всенародных постов можно отнести пост, описанный в 1-й Книге Царств, когда все Израильтяне постились целый день, прислушавшись к словам обличившего их в идолопоклонстве пророка Самуила: И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе (I Цар. 7; 6). Но, несмотря на свою всенародность, этот пост был еще и чрезвычайным, так как был наложен на иудеев при скорбных обстоятельствах.

Собственно всенародными постами являлись твердо установленные в Ветхозаветной Церкви дни. Вот некоторые из них:

1) 9-й день четвертого месяца Фаммуза (соответствующего июню), в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв;

2) 10-й день пятого месяца Ава (июля) в память сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом;

3) 3-й день седьмого месяца Тисри (сентября) в память убийства Годолии, поставленного царем Вавилонским начальником над Иудеей.

4) 10-й день седьмого месяца Тисри, как непосредственное Божие установление для сугубого очищения грехов.

5) 13-й день двенадцатого месяца Адара (февраля) в память поста Есфири и др.

Частный пост ветхозаветные иудеи налагали на себя временно, большей частью при скорбных или, наоборот, радостных обстоятельствах. Подобный пост содержался либо отдельными иудеями, либо целыми сообществами.

Яркий пример частного поста при тяжких обстоятельствах содержит Книга Судей: Вениамин вышел против них из Гивы во второй день, и еще положили на землю из сынов Израилевых восемнадцать тысяч человек, обнажающих меч. Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом (Суд. 20; 25, 26).

azbyka.ru

Что значит «пост» в христианстве? Почему пост Великий?

В нынешнем 2019 году 11 марта Православная Церковь входит в Великий пост. Почему он называется «Великим»? Обязательно ли христианам поститься? Какие ступени поста существуют? И в чем заключается истинный смысл поста, – об этом – в нашем материале.

Постом в христианской традиции называется сознательное самоограничение человека для достижения духовного совершенства.

Верующие люди с древних времен воздерживались от пищи и питья, праздности и излишеств. Но не только телесное воздержание называется постом, еще важнее его духовные составляющие: молитва и образ мыслей.

Значение слова «пост» в прямом смысле означает пункт или место охраны какого-либо объекта. «Объектом» особой охраны для христианина во время поста становится душа.

“Воскресение”, Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г.
Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора

Важнейшим христианским праздником считается Пасха, поскольку в ее событиях раскрывается весь смысл нашей веры. Иисус Христос был распят, но воскрес, победив смерть – болезнь падшего человечества. Победа над смертью стала возможной благодаря святости Спасителя, его Божественной природе и бесконечной любви к человеку. Земная жизнь Христа является для нас примером того, что нужно делать, чтобы после смерти тела воскреснуть для вечной жизни и вечного блаженства.

Для изменения себя в лучшую сторону человеку нужны регулярные тренировки. Так же, как и спортсменам, готовящим себя к главной в жизни Всемирной Олимпиаде.

Посты для верующего человека можно назвать усиленным духовными «тренировками».

Чтобы быть готовым принять Бога, необходимо пройти путь покаяния, воздержания и молитвы.

Праздник Пасхи предваряет пост длиной в 40 дней. Еще 8 дней Страстной седмицы формально не входят в состав поста. Именно это время принято называть Четыредесятницей или Великим постом, то есть периодом особой духовной подготовки человека к празднования главного для христианского мира события – Светлого Христова Воскресения.

Ступени поста

Святая Четыредесятница называется так из-за количества дней – 40. Ровно столько постился в пустыне Иисус Христос перед тем, как выйти на проповедь. Ступени Великого поста принято считать по воскресеньям. Их шесть:

Ступени постаСтупени поста“Лестница” Великого поста
  • 1-я неделя. Торжество Православия. Вспоминается праздник победы над ересью иконоборчества.
  • 2-я неделя. Память святителя Григория Паламы. Святой раскрыл тайну Божьего света, невидимого глазами, но озаряющего сердце человека, который пребывает в посте и молитве.
  • 3-я неделя. Крестопоклонная. Верующие поклоняются Кресту Господню, символу спасения человечества.
  • 4-я неделя. Память преподобного Иоанна Лествичника. Святой написал глубокое нравственное произведение под названием «Лествица» о духовном совершенствовании человека.
  • 5- я неделя. Память преподобной Марии Египетской. Древняя подвижница до своего обращения к Богу вела безнравственный образ жизни. В день памяти святой Церковь напоминает людям, что любой грешник способен измениться и направить жизнь к Богу.
  • 6-я неделя. Память преподобной Марии Египетской. Древняя подвижница до своего обращения к Богу вела безнравственный образ жизни. В день памяти святой Церковь напоминает людям, что любой грешник способен измениться и направить жизнь к Богу.
  • 7-я неделя. Вход Господень в Иерусалим. В день, который в России принято называть Вербным воскресеньем, вспоминаются события торжественного шествия Христа на вольные страдания.

Четыредесятница заканчивается в Лазареву Субботу, за ней следует Вербное Воскресенье и Страстная Седмица – время усиленного поста и воспоминания испытаний, которые выпали на долю Иисуса Христа перед тем, как он был жестоко распят первосвященниками.

Истинный смысл поста

«Если пост не украсится плодом покаяния, то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность. Таково свойство всех телесных подвигов и видимых добрых дел. Если мы, совершая их, думаем приносить Богу жертву, а не уплачивать наш неоплатный долг, то добрые дела и подвиги делаются в нас родителями душепагубной гордости»

святитель Игнатий Брянчанинов
Ступени поста

media.elitsy.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о