Ханука когда – Ханука — 2016: даты, зажигание свечей, история, латкес, суфганиет и дрейдл‏‎, концерт в синагоге

Ханука — Википедия

Ха́нука (ивр. ‏חֲנֻכָּה‏‎)
Januquia.png
Ханукия
Тип Еврейский
Иначе «праздник огней», «праздник Маккавеев»
Значение Победа над греками;
освящение жертвенника и Храма;
чудо с кувшинчиком масла;
замена пропущенного праздника Суккот
Установлен во II веке до н. э.
Отмечается иудеями
В период с 25 кислев
По 2 тевет или 3 тевет
Дата 25 кислева[d], 26 Kislev[d], 27 Kislev[d], 28 Kislev[d], 29 Kislev[d], 30 Kislev[d], 1 Tevet[d], 2 Tevet[d] и 3 Tevet[d]
В 2019 с вечера 22 декабря по вечер 30 декабря
Празднование синагога, семья
Традиции Молитва в синагоге, Галель.
Зажигание свечей дома
Ханукия, дрейдл, латкес, суфгания
Связан с Суккот, Пурим
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ха́нука (ивр. ‏חֲנֻכָּה‏‎, Ханукка́[1] или Ха́нука[2] — освящение, обновление; арам. חנכתה; др.-греч. τὰ ἐνκαίνια[3]) — еврейский праздник, начинающийся 25 кислева и продолжающийся восемь дней до 2 или 3 тевета[4]. В 2019 году начало приходится на вечер 22 декабря, а окончание на вечер 30 декабря.

Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма[5], освящении жертвенника[6] и возобновлении храмовой службы Маккавеями, последовавших за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских союзников в 165 году до н. э.

За три года до того, в тот же самый день 25 кислева, Антиох IV Эпифан осквернил святыню Израиля.

Название этого праздника происходит, вероятно, от выражения «хануккат ха-мизбеах» (освящение [обновление] жертвенника), которое произошло сразу после освобождения Храма Маккавеями и его очищения от идолов. Другое объяснение расшифровывает название праздника иначе: חנוכה=חנו כ»ה, то есть «отдохнули [от врагов] 25 [числа месяца кислев]».

Другое название праздника — Хаг Урим («Праздник Огней») — впервые упоминается Иосифом Флавием. В русскоязычной среде устойчивым именованием стало также «Светлый праздник Хануки».

Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдём очистить и обновить святилище. И собралось всё ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-нибудь горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы, и падали лицем на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу. Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище. И избрал священников беспорочных, ревнителей закона. Они очистили святилище, и осквернённые камни вынесли в нечистое место. …взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по прежнему; потом устроили святыни и внутренние части Храма и освятили притворы; устроили новую священную утварь и внесли в Храм менору и алтарь всесожжений и воскурений и стол хлебов приношения; и воскурили на алтаре фимиам, и зажгли светильники на меноре, и осветили Храм; и положили на стол хлебы и развесили занавесы, и окончили все дела, которые предприняли.

В двадцать пятый день девятого месяца — это месяц кислев — сто сорок восьмого года, встали весьма рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлён он с песнями. Пирами, гуслями и кимвалами. И весь народ падал на лице своё, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершили обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. И украсили переднюю сторону Храма золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища и сделали для них двери. И была весьма великая радость в народе и отвращено было поношение язычников. И установил Иуда и братья его и всё собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с весельем и радостью, в своё время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца кислева.

…И вот на двадцать пятое число месяца кислева, называемого македонянами аппелаем, иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили воскурения на алтаре, возложили на стол хлебы предложения и принесли на новом жертвеннике жертву всесожжения.
Всё это случилось как раз в тот же самый день, в который, три года тому назад, священное место культа иудеев было осквернено и профанировано… а возобновлён Храм был в тот же двадцать пятый день месяца апеллая, в сто сорок восьмом году, в сто пятьдесят четвёртую олимпиаду. Опустошение Храма совершилось вполне сообразно предсказанию Даниила за четыреста восемь лет, когда пророк объявил, что македоняне разрушат святилище.

Иуда праздновал со своими согражданами возобновление жертвоприношений в Храме в течение восьми дней… Иудеи так радовались явившейся теперь вновь возможности вернуться к своим прежним обычаям и внезапному случаю после продолжительного времени опять предаваться истинному богопочитанию, что они условились на будущее время всегда праздновать день восстановления Храма восьмидневным празднеством. С тех пор по настоящее время мы празднуем этот праздник под именем Празднества света (

Хаг Урим), вероятно, потому, что в этот день явилась нам против всякого ожидания, подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному…

И окрепли Хашмонаим, коһаним гдолим, и разбили их (греков), и спасли евреев из их рук, и поставили царя из числа коэнов, и вернулось царство к Израилю более чем на 200 лет, вплоть до разрушения Второго Храма

По одному из мнений, приведённых в Талмуде, Иехуда Маккавей и его сподвижники устроили празднование, которое было возмещением пропущенного восставшими праздника Суккот. Праздник был пропущен из-за гражданской войны и ритуального осквернения Храма язычниками

[1].

Иерусалимский храм был захвачен в 170 году до н. э. Антиохом IV Эпифаном. В 169 году до н. э. Антиох Эпифан отправил в Сирию священную храмовую утварь, включая знаменитую золотую Менору[7].

Восстание Маккавеев (Хасмонеев) против селевкидов вспыхнуло в 167 году до н. э.. Перед восстанием народ был расколот на эллинизированных евреев (которые переняли обычаи, а иногда и религию, греков) и евреев-ортодоксов. По всей стране было распространено поклонение языческим богам. Верхушка еврейского руководства также была эллинизирована.

Предание гласит[8], что Матитьяху Хашмонай, который возглавил восстание, произнёс фразу: «Кто за Бога — за мной!» (ивр. ‏מי להשם אלי‏‎), и те, кто остались верны ценностям Торы, пошли за ним в горы вести долгую партизанскую войну. После смерти Матитьяху восставших возглавил его сын — Иехуда Маккавей.

В 164 году до н. э. восставшие освободили Иерусалим и Храм, в котором на 3 года была прервана храмовая служба. Маккавеи очистили Храм от скверны, обновили всю его утварь и возобновили зажигание Меноры в тот самый день 25 кислева, в который за три года до этого Антиох Епифан осквернил святыню Израиля.[9] По мнению мудрецов Талмуда, первоначально новая утварь была железной, а «когда же они (жители Иерусалима) стали богаче — из золота»[10], хотя Иосиф Флавий утверждает, что новая Менора была золотой[11].

Восстание Маккавеев после этих событий продолжалось ещё более 20 лет. Тем не менее, празднование победы Маккавеев было назначено на его апогей — освобождение Иерусалима и Храма.

Согласно преданию, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти ритуально чистое масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору и освятить Храм. После продолжительных поисков всё же был найден один небольшой кувшин с чистым маслом, но он был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры. Однако Маккавеи всё же решили зажечь менору, поскольку Храм должен был быть освящён, и тогда произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. В память об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается в течение восьми дней.

Chanuka01.jpg

Ханука входит в число праздников, празднование которых было установлено мудрецами. По этой причине нет запрета работать в дни Хануки. Хануку и Пурим иногда называют «детскими» праздниками (в Израиле, например, эти праздники, как правило, являются рабочими днями, исключение делается лишь для детей в школах, которые в эти дни не учатся).

Мудрецы установили дни Хануки, чтобы благодарить и славить Всевышнего за спасение, которое Он послал Израилю. Для этого была написана вставка «За чудеса», которую читают в благословении Модим («Мы благодарим») в молитве Амида («Восемнадцать благословений»). Эту вставку также принято читать в Биркат ха-мазон («Благословении после трапезы»).

Существует также заповедь читать полный Галель с благословением в каждый из восьми дней Хануки. Ведь согласно Галахе, всякий раз, когда народ Израиля избавляется от серьезной опасности — порабощения или смерти, — он должен читать Галель.

И хотя в Хануку нет обязанности устраивать особую праздничную трапезу, всё же, по мнению многих законоучителей, есть заповедь накрывать в Хануку праздничный стол, чтобы таким образом выразить радость в связи с чудесным спасением, которое Всевышний послал Израилю «в те дни, в это время». А некоторые авторитеты утверждают, что за чудо духовного спасения мудрецы постановили читать Галель и благодарить Всевышнего, а в память об освящении Храма следует устраивать трапезы.

На практике принято устраивать в дни Хануки трапезы более обильные, чем обычно. За праздничным столом произносят речи на темы, связанные с Торой, поют песнопения и читают славословия, благодаря чему, по мнению всех авторитетов, эти трапезы отвечают категории «заповеданная трапеза». Кроме того, слова Торы придают трапезам особую ханукальную атмосферу, основу которой составляет духовная радость, а трапеза является выражением этой радости.

Существует обычай есть в Хануку молочные блюда, в частности, из творога и сыра, в память о чуде, связанном с ними. Речь идет о чудесном спасении, которого удостоился Израиль, когда Йеѓудит, дочь первосвященника Йоханана, накормила врага молочными яствами, а когда он заснул, убила его. И хотя эта история произошла до событий

Хануки, память о мужестве Йеѓудит придала Хасмонеям силы, чтобы восстать против греков. Поэтому ее отважный поступок тоже относится к ханукальному чуду. В Хануку принято есть и блюда, жареные в масле, например, пончики (суфганиот) и оладьи (левивот).

В ашкеназской традиции на этот праздник принято давать детям деньги (т. н. ха́нуке-гелт, от идиш ‏חנוכה-געלט‏‎ — ханукальные деньги[12]), готовить картофельные оладьи (идиш ‏לאַטקעס‏‎, ла́ткес или ло́ткес) и играть в специальный ханукальный волчок — дрейдл (идиш ‏דרײדל‏‎, дрейдл; ивр. ‏סביבון‏‎, севивон).

Зажигание свечей Ханукии[править | править код]

На протяжении всех восьми дней праздника принято зажигать свечи в ханукие в память о чуде, произошедшем в дни Хануки. Порядок зажигания следующий: в первый день зажигается одна свеча, во второй — две, и так далее до восьми (зажигать их надо начиная с дальней от двери свечи). Ещё одна свеча, называемая

шамаш (שמש, букв. «служка»), предназначена для зажигания остальных свечей и зажигается во все дни праздника перед основными свечами. Общее число свечей, используемых на Хануку, — 44.

Праздник Ханука | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Оглавление

Этот восьмидневный праздник начинается двадцать пятого Кислева. Вечером — накануне первого дня Хануки — начинают зажигать ханукальный светильник и зажигают его каждый вечер в течение восьми дней.

Ханукальный подсвечник — «Ханукия» — каждый день зажигают на одну свечу больше.

Наши наставники учили: «25-е Кислева — начало восьми дней Хануки. В эти дни не оплакивают умерших и не постятся.

Когда греки захватили Храм, они осквернили все масло для светильника. После победы Хашмонаев они искали масло и нашли только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника. В нем было масла лишь на один день, но произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Вс-вышнего.» (Шабат, 21)

«Во времена Второго Храма греческие цари издали злодейские указы, запрещающие веру Израиля, не позволяли изучать Тору и исполнять заповеди. Они грабили евреев и преследовали их, ворвались в Храм и осквернили его чистоту. Они жестоко притесняли Израиль, пока Вс-вышний не спас его от преследований. Тогда усилились Хашмонаи, семейство первосвященников, и спасли Израиль от врагов и поставили царя из священников. После этого на двести лет Израиль стал независимым — вплоть до гибели Второго Храма.

Когда Израиль победил и уничтожил своих врагов, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вступившие в Храм нашли только один кувшин чистого масла для светильника, которого могло хватить только на один день. Но оно горело в храмовых светильниках восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло.» (Рамбам, «Законы Хануки», 3)

На Хануку принято жарить традиционные пончики — суфганиет

Как пишет далее Рамбам и другие комментаторы, мудрецы того поколения решили сделать эти восемь дней (начинающиеся двадцать пятого Кислева) днями радости и прославления Вс-вышнего и постановили каждый вечер зажигать светильники у входа в дом, чтобы открыто свидетельствовать о чуде. Этот праздник назвали «Ханукой» — днем, когда еврейский народ, наконец, вздохнул свободно.

В самом названии праздника содержится намек на это. Дело в том, что слово «Ханука» можно прочитать как Хану-ка, на иврите — «отдохнули двадцать пятого».

Дни Хануки — дни прославления и благодарения. Для того, чтобы прославлять в эти дни Вс-вышнего, в утренней молитве Шахарит в Хануку читают Галлель — специально отобранные Псалмы Давида — целиком, не выпуская отрывки, которые не читаются в Рош Ходеш и в седьмой день Песах.

В знак нашей благодарности за чудесное спасение, посланное нам Вс-вышним во времена Хашмонаев, мы включаем во все молитвы и некоторые благословения особый ханукальный отрывок: «За чудеса… совершенные в дни Матитьягу — первосвященника…»

Для исполнения заповеди достаточно каждый день Хануки зажечь как минимум одну свечу. Свеча может быть и парафиновой, однако зажигать свечу с оливковым маслом предпочтительнее — в память о Храмовой Меноре

Если это возможно, следует наполнять ханукальные светильники очищенным оливковым маслом и пользоваться фитилем, скрученным из хлопковых волокон, поскольку в таком случае светильник дает ясный, чистый свет и напоминает о светильниках, стоявших в Храме, в которых тоже горело оливковое масло. Но годятся и любые другие масло и фитиль, если их пламя горит ровно и не дает копоти. Можно зажигать и восковые, сальные или парафиновые свечи.

Светильник должен быть красивым и хорошо начищенным, желательно — металлическим или стеклянным. В глиняном светильнике можно зажечь огонь только один раз, ибо он сразу же становится непривлекательным и не годится для исполнения заповеди уже назавтра.

Остатки фитиля и масла, использованных для зажигания ханукального светильника, можно использовать еще раз.

Это же относится и к парафиновым и восковым свечам — все пригодные для исполнения заповеди предметы можно использовать изо дня в день.

В первый праздничный вечер зажигают один светильник, во второй — два и так далее, так что в восьмой вечер зажигают восемь светильников.

Каждый следующий день Хануки добавляют свечу с правого конца Ханукии, а зажигают — наоборот — от левой свечи к правой

Берут «ханукию» — ханукальный подсвечник с восемью светильниками — и зажигают в первый день крайний правый светильник.

Во второй день к нему добавляют один светильник слева и начинают зажигать с него (т.е. зажигают слева направо), и так каждый день — прибавляют по светильнику слева и начинают зажигать огни с него, то есть слева направо.

Этот порядок установлен, чтобы напомнить, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, ибо напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Поэтому всегда зажигают первым новый светильник; зажигание их слева направо — часть общего правила, установленного для всех мицвот, к которым это может относится: двигаться слева направо.

Светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось и жар одной свечи не оплавлял другую.

В первый вечер Хануки, прежде чем зажечь светильники, произносят три благословения:

«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник», «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это время [года]» и «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам дожить, досуществовать и дойти до этого времени».

После этого зажигают светильники.

Третье благословение — «Давший нам дожить…» — произносят только, когда зажигают светильники в первый раз в течение праздника — либо в первый день его, либо во второй, третий и т.д., если что-либо помешало зажечь их раньше — и больше не повторяют.

Кроме ханукальных огней принято зажигать еще один, дополнительный светильник — шамаш («служебный»).

Шамаш используется для освещения, от него можно зажигать другие огни, в то время, как ханукальные светильники нельзя использовать ни для какой другой цели, кроме выполнения заповеди. Поэтому обычно зажигают ханукальные светильники от шамаша и оставляют шамаш рядом, на том же подсвечнике. Однако его нельзя ставить в один ряд с ханукальными светильниками, ибо должно быть заметно, что он не является одним из них.

Необходимо также, чтобы чтобы помещение было достаточно освещено и без ханукальных светильников и шамаша.

Не принято зажигать друг от друга даже ханукальные светильники, находящиеся на одной «ханукии».

Во время зажигания светильников все домочадцы должны собраться вместе, ибо заповедь требует именно огласки, прославления чуда.

После зажигания первого светильника произносят или поют слова Ганерот галалу» («Эти светильники»), а также праздничные песни.

Мудрецы постановили, что светильники следует зажигать у главного, ближайшего к Ршут Гарабим («Общественной территории») входа в дом, с левой стороны двери, напротив мезузы. Светильники не должны находиться на высоте, меньшей трех ладоней (около 24 см) и большей десяти ладоней (около 80 см) от земли. Тем не менее, если светильники установлены на высоте от 10 до 20 ладоней, заповедь все-таки считается выполненной.

Все эти правила установлены для лучшего прославления чуда, ибо в этом месте и на этой высоте светильники наиболее заметны.

В наше время многие ставят светильники на подоконники окон, выходящих на улицу.

Светильники не следует ставить на стол внутри квартиры, поскольку в таком случае не происходит всеобщее, публичное «оглашение» чуда.

Тому, кто живет в высоком доме, и его окно выходит на улицу на высоте более двадцати локтей (т.е. около десяти метров), не следует зажигать светильники на подоконнике. В таком случае предпочтительнее зажечь их у того входа в квартиру, которым пользуется большинство входящих, с левой стороны двери.

Существует два наиболее распространенных обычая:

1. Зажигать ханукальные светильники с закатом солнца (согласно мнению Виленского гаона раби Элияу). Так поступают во многих литовских общинах (некоторые ждут несколько минут после заката солнца).

2. Зажигать с выходом звезд, так поступают во многих хасидских и сефардских общинах. Как правило, после появления звезд произносят вечернюю молитву Маарив и тотчас после этого зажигают ханукальные огни.

Каждый должен поступать в соответствии с обычаем, принятым у него в общине.

Если это время было по каким-то причинам пропущено, ханукальные свечи можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят.

Тот, кто не смог зажечь светильники, пока члены его семьи бодрствовали, зажигает их, когда они спят, но без благословения. Тот, кто не успел зажечь их до рассвета, уже не должен зажигать их в этот день.

За полчаса до времени зажигания свечей нельзя есть и пить опьяняющие напитки, а после появления первых звезд, когда уже можно зажигать свечи, или, по мнению Виленского гаона, после захода солнца, запрещается даже учить Тору до тех пор, пока не будет исполнена заповедь.

Светильники должны гореть не меньше получаса после выхода звезд. Поэтому необходимо заранее заправить их соответствующим количеством масла. Те, кто зажигают светильники раньше, сразу после захода солнца, должны позаботиться, чтобы они горели не меньше пятидесяти минут, то есть чтобы после появления звезд оставалось масла хотя бы полчаса.

Если масла не хватило на полчаса, его не следут добавлять, ибо заповедь все равно не будет считаться выполненной. Нужно погасить все светильники, заправить их и зажечь заново.

Если масла налито вдоволь, через полчаса светильники можно погасить, чтобы сохранить масло назавтра или воспользоваться им для других нужд. Все это — лишь при условии, что так было намечено поступить заранее. Но если с самого начала не была обусловлена возможность его использования в других целях, остаток масла и фитиля (не использованный при зажигании светильника в последний день праздника) можно только сжечь, устроив из них костер.

Все время, пока ханукальный светильник горит, даже если обязательные полчаса уже прошли, его нельзя использовать для освещения и переносить с места на место. Сначала надо погасить огонь, а потом зажечь его снова, уже для будничных нужд.

В канун субботы зажигают сначала ханукальные светильники, а затем субботние. Это происходит задолго до захода солнца, поэтому необходимо залить в светильники побольше масла, чтобы после появления звезд они горели хотя бы полчаса.

На исходе субботы вначале совершают Гавдалу над вином, и лишь затем зажигают ханукальные огни. Однако существует и противоположный обычай, и каждый должен следовать тому, который принят у него в общине. У сефардских евреев принято в синагоге зажигать ханукальные огни до Гавдалы, а дома — наоборот.

Исполнять эту заповедь обязаны все — и мужчины, и женщины. Даже ребенок старше девяти лет обязан зажигать ханукальные светильники, если кто-то из членов семьи не сделал это за него.

Сын, живущий в доме у своего отца, обязан зажечь отдельный светильник, если у него есть своя комната или угол в доме. Если нет, светильники за него зажигает отец. У сефардских евреев принято, что ханукальные светильники за всех домочадцев зажигает глава семьи.

Гость тоже должен зажигать светильники, если ему отведена в доме особая комната или угол. Если нет, то он обязательно должен принять хотя бы символическое участие в расходах, связанных с зажиганием светильников, и тогда заповедь за него может выполнить хозяин дома.

В синагоге ханукальные светильники благословляют и зажигают между молитвами Минха и Маарив. Тот, кто благословил и зажег светильники в синагоге, дома делает это еще раз.

Вообще — зажигать светильники надо повсюду, где постоянно собираются люди — ради публичного свидетельства о чуде.

В синагоге ханукальные светильники зажигают у южной стены здания.

В доме, где ханукальные светильники зажигают несколько человек, нужно поставить подсвечники на таком расстоянии друг от друга, чтобы было хорошо видно, сколько огней зажег каждый.

«Заповедь Хануки в высшей, особой степени угодна Вс-вышнему. Человек должен исполнять ее со всей тщательностью, повествуя о чуде и умножая хвалы Вс-вышнему, сделавшему его для нас. Даже тот, кто кормится подаянием, пусть попросит милостыню или продаст свою одежду, купит на добытые таким образом деньги масло и зажжет светильник.

Тот, перед кем в канун субботы стоит выбор — купить масла для ханукальных светильников или вино для субботнего кидуша, должен предпочесть заповедь Хануки и купить масло, даже если в таком случае у него не будет вина для кидуша.

Поскольку обе эти заповеди установлены еврейскими мудрецами, следует предпочесть ту, которая содержит память о чуде.» (Рамбам)

Все восемь дней Хануки в утреннюю молитву включается полный Галлель, а специальный ханукальный фрагмент «За чудеса…» включается во все молитвы и некоторые благословения (в том числе в благословение после трапезы — Биркат Амазон).

В синагогах читают раздел Торы «Начальники колен» (Бамидбар, Т), рассказывающий о жертвах, приносившихся в Храме при обновлении жертвенника. Каждый день читают о жертвах, принесенным главой одного из колен, а в восьмой день читают о жертвоприношениях главы восьмого и всех оставшихся колен. Затем читают «Это — [дары] в честь обновления жертвенника…» и завершают чтение Торы первой частью раздела «Когда ты будешь зажигать светильники» — до слов «Так сделал он светильник».

Тот, кто по ошибке пропустил слова «За чудеса…» в молитве «Восемнадцать благословений» и вспомнил об этом до того, как произнес Имя Вс-вышнего в конце благословения «Благодарим…», возвращается назад и произносит отрывок «За чудеса…» если же он вспомнил об этом позже, то заканчивает молитву без этого фрагмента.

Если Рош Ходеш Тевет пришелся на субботу, то в Биркат Гамазон читаются три дополнительных фрагмента: «За чудеса» — в честь Хануки, «Да будет угодно…» — в честь субботы и «Да поднимется и придет…» — в честь Рош Ходеш. Это — самая длинное благословение после трапезы в году! В синагоге в таком случае выносят сразу три свитка Торы. По одному из них шесть человек читают недельную главу Торы, по другому седьмой человек читает отрывок, посвященны жертвам новомесячья, а по третьему читают о жертвоприношениях глав колен — в честь Хануки.

Все восемь дней Хануки не оплакивают мертвых и не постятся, однако можно совершать любую работу. Однако если умер еврейский мудрец — его оплакивают и в Хануку.

Магарилъ писал: «Традиция донесла до нас, что не следует работать в то время, когда горят ханукальные светильники, то есть, в то время, когда исполняется заповедь. Намек на это содержится в самом слове Ханука — «Ханука» («отдохнули 25-го [Кислева]»).

Существует обычай, запрещающий женщинам работать, пока горят ханукальные светильники, и от него не следует отступать. В некоторых сефардских общинах женщины не работают либо все восемь дней праздника, либо в первый и последний его дни.

Женщины выполняют обычай воздерживаться в Хануку от работы более строго, чем мужчины, потому, что военной победой над греками еврейский народ был, как рассказывает Талмуд, в значительной степени обязан женщине — Йегудит, дочери первосвященника Йоханана. Этот обычай является признанием заслуг еврейских женщин всех поколений.

В дни Хануки принято есть блюда, приправленные маслом или поджаренные на нем, в память о кувшине с оливковым маслом, благодаря которому совершилось чудо.

Хотя в Хануку не обязательно устраивать праздничную трапезу, большинство евреев все-таки старается в эти дни садиться за стол в праздничной обстановке, беседовать о Торе и рассказывать о чудесах Хануки.

В сефардских общинах Иерусалима устраивают в дни Хануки многолюдные застолья, одна из задач которых — мирить людей, поссорившихся между собой.

В Хануку уделяют особое внимание обучению детей Торе. Во многих общинах устраиваются различные мероприятия, задача которых — пробудить в детях тягу к глубокому изучению Торы. Существует обычай раздавать детям в ходе этих мероприятий «ханукальные деньги» с тем, чтобы привлечь их внимание и интерес.

В диаспоре многие раввины покидали в дни Хануки свои города и отправлялись в деревни и местечки, где жили евреи, чтобы обучать их Торе. Таким образом евреи, жившие в далеких деревнях, могли хотя бы раз в году встретиться с выдающимися знатоками Торы и поучиться у них.

Дети в дни Хануки играют в свивон — четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй (в диаспоре — шин). Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь (в диаспоре — там, в Эрец Исраэль)». Игра в свивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки.

Главный обычай Хануки — Хинух, воспитание — (однокоренное со словом «Ханука» слово на иврите) — воспитание как детей, так и всего народа. Его задача — добиться того, чтобы евреи не забывали о милости, оказанной им Вс-вышним, прославляли Его и исполняли Его заповеди.

День двадцать пятого Кислева, когда произошло обновление (очищение и освящение) жертвенника во времена Хашмонаев, был выделен для этой цели еще со времен Дарования Торы. Об этом дне говорил позднее пророк Хаггай. Смысл его предсказания стал полностью понятен только во времена Хашмонаев.

Вот что говорят об этом наши мудрецы.

Рабби Ханина сказал: «Работы по изготовлению Мишкана (Скинии Завета) в пустыне были закончены 25-го Кислева. Однако он хранился в разобранном виде до 1-го Нисана, когда, по приказу Вс-вышнего, Моше собрал его.

Моше пришлось ждать так много времени, потому что Вс-вышний хотел отложить освящение Мишкана до радостного месяца Нисан. Поскольку, таким образом, месяц Кислев лишился этой высокой чести, Вс-вышний решил возместить ему потерянное. Это и произошло в Хануку, когда Хашмонаи обновили жертвенник во Втором Храме.» (Ялкут, 184)

Позднее, когда первые изгнанники вернулись из Вавилона и начали строить Второй Храм, фундамент нового здания был завершен 24-го Кислева. 25-го Кислева евреи праздновали это событие. Однако пророк Хаггай написал: «Обратите ваши сердца от этого дня и далее, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда был основан Храм Г-спода, обратите ваши сердца». (Хаггай, 2)

В этих словах был скрыт намек. «Обратите ваши сердца от этого дня далее» значило — не празднуйте его, празднуйте следующий за ним день, 25-е Кислева, когда придет его срок. Об этом же свидетельствует и то, что гематрия слов «ваши сердца» равна девяноста четырем и совпадает с гематрией слова «Ханука».

р. Элияу Ки-Тов, «Книга нашего наследия»

Ханука. История праздника и законы

Более 2300 лет тому назад Эрец Исраэль входила в империю Александра Македонского. После его смерти империя была расчленена на три греческих государства, самое большое и могущественное возглавил Селевк, один из телохранителей Александра. После смерти Селевка была образована сирийско-эллинская монархия Антиоха. Когда в 3586 году (175 г. до н.э.) к власти пришёл Антиох IV Великолепный (Антиохос hа-мефоар бен Антиохос), греки полностью оккупировали и подавили Эрец Исраэль.

В те дни многих евреев привлекал образ жизни эллинов. Они построили в Иерусалиме училище по их обычаю, отказались от обрезания, отступили от святого завета, соединились с идолопоклонниками и предали злу свои души.

Три первые главы книги Хашмонаим (Маккавеев) повествуют об истоках праздника Ханука, о том, как развивались события (в 167—160 гг. до н. э.) в стране Израиля перед восстанием евреев против греческого господства.

И пошёл Антиох против Израиля, и вступил в Йерушалаим с сильным войском, нагло вошёл в святилище и завладел золотым жертвенником, светильником и всеми сосудами его, и столом предложения, и чашами, и кадильницами золотыми, и завесой, и венцом, и золотыми украшениями, бывшими снаружи Храма, и разграбил всё.

По прошествии двух лет царь послал начальника податей в города Иудеи. Пришёл тот с большим отрядом в Йерушалаим, коварно предложил евреям мир, и когда они поверили ему, напал на город и поразил его и погубил множество из народа Израиля. Он ограбил город и сжёг его огнём, и разрушил дома и стены его вокруг. И увели (солдаты Антиоха) в плен женщин и детей, и захватили весь скот. А город Давида оградили большой и крепкой стеной и крепкими башнями, и стал он крепостью. Поселились там люди нечестивые с оружием и продовольствием, и собирали там всё награбленное в Йерушалаиме, и оттуда делали набеги на еврейские поселения, и проливали невинную кровь вокруг святилища и оскверняли Храм. Святилище его опустело, праздники его обратились в плач, субботы его — в поношение, честь его — в унижение.

Антиох издал указ, чтобы все народы под его властью приняли его законы и служили его идолам. Все народы согласились, и многие из Израиля приняли это и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. По приказу царя в городах Иудеи построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицах совершали воскурения, а книги Торы, какие находили, разрывали и сжигали, а у кого находили и того, кто придерживался еврейского закона, по повелению царя, казнили.

В двадцать пятый день месяца Кислев (3594 года от сотворения мира) солдаты царя зарезали свинью на жертвеннике Храма, сожгли там свиток Торы, схватили и убили женщин, которые обрезали своих детей, а младенцев убили и повесили на шеи их. Но многие в Израиле перед лицом смерти остались твёрдыми и укрепились, чтобы не есть нечистое, чтобы не оскверниться и не осквернить святой завет. И был весьма великий гнев над Израилем.

В те дни жил в горах Модиина (Модаита) Коhен hа-гадоль (из Первосвященников) Израиля, а имя его Матитьяhу бен Йоханан бен Шимон из Йоарима, что в Йерушалаиме. И было у него пять сыновей: Йоханан hа-Кадеши, Шимон hа-Таси, Иеhуда hа-Махби (Макаби), Элазар hа-Хорани и Йонатан hа-Вовси.

Видел Матитьяhу всю мерзость, что творили враги в Иудее и в Йерушалаиме и говорил: «Горе мне! Я родился, чтобы видеть разорение народа моего и разруху святого города руками врагов, и святилище — в чужих руках! Храм подобен бесславному мужу, драгоценные сосуды пленили, младенцы наши избиты на улицах, юноши пали от меча врага. И вот святыни наши опустели, язычники осквернили их. Для чего нам ещё жить?» Разодрали Матитьяhу и сыновья его одежды свои, облеклись в рубище, и горько плакали.

И было, когда пришли слуги царя в поселение Модиин (Модаит), чтобы отвратить евреев от Торы Б-га, и стали принуждать их приносить жертвы идолам. Сказал начальник царского войска Матитьяhу: «Ты важный человек в Израиле и пользуешься почётом в своём народе, и сыновей у тебя много, исполни же повеление царя, как это сделали все народы и иудеи, оставшиеся в Йерушалаиме! И будешь ты и дом твой в числе царских друзей, и ты и сыновья твои удостоитесь почёта, серебра и золота, и многими дарами».

Возмутился Матитьяhу и поднял свой голос: «Если все народы подвластные царю послушают его и отступят каждый от заветов отцов своих, и согласятся на повеления его, всё равно я и семья моя не свернём ни вправо, ни влево от законов отцов наших! Сохранит нас Г-сподь, чтобы мы не оставили заповеди Его и не осквернили союз с Ним! Не послушаем мы слов царя и не станем изменниками!»

Тогда вышел перед народом и воинами царя один из евреев-отступников, поднялся на возвышение, поднял нож над свиньёй, что уже лежала на жертвеннике и сказал: «Я исполню наказ царя!»  

Увидел это Матитьяhу, затрепетало сердце его, пришёл он в ярость, мгновенно поднялся к предателю и заколол его своим мечом, так же, как раньше Пинхас поразил Зимри бен Салу. И военачальника тут же убил тем мечом. А сыновья его набросились на стражников и перебили их своими мечами. И закричал Матитьяhу: «Кто за Закон, за Тору Б-га, ко мне!»

Он собрал отряд из своих сыновей и евреев из окрестных поселений и скрылся в Иудейской пустыне. Так в 167 г. до н. э. началось восстание против эллинской селевкидской Сирии и её правителя Антиоха IV Великолепного (Эпифана, Мефоара).

Евреи семьями уходили в горы Иудеи и оттуда нападали на хорошо вооружённые и обученные греческие войска. Но в субботу они отказывались вступать в сражение и защищаться, и это привело к многочисленным жертвам. С большим трудом Матитьяhу удалость объяснить им, что сохранение жизни (пикуах нефеш) важнее законов шабата. Постепенно успех стал сопутствовать евреям, маленькие отряды одерживали победу за победой над многочисленными врагами, разрушали их жертвенники и преследовали изменников. Евреи снова могли открыто соблюдать шабат, возлагать тэфилин, ставить хупу и делать обрезание мальчикам.

Вскоре приблизились дни смерти Матитьяhу и он сказал своим сыновьям: «Итак, дети, ревностно храните Закон и не жалейте отдать жизнь вашу за завет отцов наших. Берите пример с них и приобретёте великую славу и вечное имя. Берите пример с Авраhама и Иосифа, который в рабстве сохранил заповедь и стал господином Египта. С Пинхаса, за то, что возревновал и получил завет вечного священства. С Йеhошуа – за исполнение слова он стал судьёй над Израилем. С Калева – за свидетельство перед собранием он получил в наследие землю. С Давида – за своё милосердие он наследовал престол царства навеки. С Элияhу – за великую ревность он взят был живым на небо. Крепитесь и мужайтесь, берегите закон, ибо через него вы прославитесь. Вот Шимон, брат ваш – знаю его мудрость, слушайтесь его во все дни, он будет вам вместо отца. А Иеhуда hа-Махби (Макаби), крепкий силою от юности своей, будет у вас начальником войска, и будет вести войну с язычниками. Итак, соберите к себе всех исполнителей Закона и отомстите за обиды народа вашего».

Благословил их и умер он, и похоронили его сыновья в семейной гробнице Модиина (Модаита), и весь Израиль оплакивал его горьким плачем.

А Иеhуда стал командующим еврейскими партизанскими отрядами и создал из них небольшую, но стойкую армию. Воззвание его было: «Ми камоха баэйлим, Ад-най!» – מי כמוך באלים ה’ («Кто подобен Тебе в силе, Г-сподь!»). Аббревиатура этих слов – «Макаби».

День за днём греко-сирийские захватчики стали терять свои позиции. Еврейские защитники разгромили армии Аполлония, наместника Селевкидов в Самарии, и генерала Серона, разгромили экспедиционный корпус Птолемея, царского наместника в Келесирии. А потом и армия Лисия, царского наместника западных провинций, в 60 000 пеших воинов и 5000 всадников, была уничтожена еврейским отрядом из 10000 человек (у Бет-Цура, на юге Иудеи). В 165 году до н.э. (3596 г. от сотв. мира) Иеhуда освободил город Йерушалаим. Малым количеством евреи поразили многочисленных врагов.

Вошли они в Храм и увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и хранилища разрушены, и везде нечистоты. Разодрали они одежды свои, горько плакали и посыпали пеплом свои головы. Призвал Иеhуда священников, праведных ревнителей закона, чтобы они очистили святилище и вынесли осквернённые камни в нечистое место. Они разрушили осквернённый жертвенник всесожжения и сложили камни его на горе Храма, в укромном месте до той поры, когда придёт пророк и скажет что с ними делать. Они взяли другие цельные камни, и построили новый жертвенник, а потом устроили святыни и внутренние части храма, освятили притворы и развесили завесы. Сделали новую священную утварь, внесли в храм Менору (светильник) и жертвенник для благовоний, воскурили благовония, зажгли светильник и положили хлеб на стол предложений.

В двадцать пятый день девятого месяца Кислев зажгли Менору и принесли жертву на новом жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлён был Храм и жертвенник его с песнями, с тимпанами, кимвалами и шофарами. И весь народ молился и благодарил Всесильного. Так с весельем совершали обновление восемь дней, приносили всесожжения и возносили жертву спасения и хвалу. И украсили они переднюю сторону храма золотыми венцами и щитами, и восстановили ворота и хранилища, и сделали для них двери. Осквернённый храм был очищен, обновлён и освящён. В память этого события Иеhуда и братья его установили праздник Обновления Храма.

Вскоре по всей Иудее пронеслась радостная весть: ненавистный евреям Антиох Епифан тяжело заболел и в ужасных мучениях скончался. Но война ещё продолжалась, Армия Никанора, наместника нового царя на троне Селевкидов, Деметрия I, снова оккупировала Эрец Исраэль. Никанор хотел захватить Иеhуду живым и, когда ему это не удалось, поклялся, что, овладеет городом и сожжёт Храм.

Через три месяца (в 161 г. до н. э.) произошло решающее сражение близ Бет-Хорона, армия Никанора потерпела поражение, солдаты его разбежались, сам он пал в битве. Этот день великой победы, 13 адара (пост Эстер), стал праздником для народа Израиля, и его назвали «Днём Никанора».

Рамбам пишет, что когда евреи вошли в Храм, нашли только один маленький кувшин ритуально чистого масла для Меноры, а этого было достаточно лишь на один день. Но, благодаря чуду, его хватило на восемь дней – пока не приготовили новое чистое масло. По этой причине мудрецы того поколения постановили, чтобы эти восемь дней, начиная с 25 Кислева, были днями веселья и благодарения Всевышнему, и чтобы зажигали светильники у входа в свои дома каждую из этих восьми ночей, дабы всем стало известно о чуде.

Законы праздника Ханука

(Орах хаим, главы 470 – 484; Ялкут Йосеф)

Этот праздник начинается 25 Кислева и продолжается 8 дней (В 2019 году – вечером 22 декабря). Слово ханука — חנוכה (освящение) составлено из двух частей: хану — חנו’и «каф-hей» — כה’, что значит: достигли покоя 25-го числа месяца Кислев. С этого дня после торжественного освящения мизбеаха (жертвенника) коhены возобновили работу в Храме.

В дни Хануки принято делать обильные и весёлые трапезы. В эти дни можно работать, но не следует начинать таанит (пост) даже в йом hа-зикарон (годовщину) отца или матери, оплакивать умерших и посещать места захоронения своих близких даже в шиву (седьмой день), в шлошим (тридцатый день) или в шана (двенадцатый месяц), чтобы не было слёз в дни всеобщей радости. Нет запрета на посещение мест, где покоятся праведники и мудрецы еврейского народа.

В доме каждого еврея должен быть особый подсвечник, ханукия, с восемью чашечками в одном ряду для масла или для свечей, и ещё одной чашечкой для дежурной свечи в стороне.

Хорошо, когда есть возможность установить ханукию и зажечь её у входа в дом, чтобы напомнить прохожим о чуде. Если такой возможности нет, её можно установить в комнате у выхода, с противоположной стороны от мезузы, на высоте примерно 80 см, но не ниже 24 см от пола. Можно поставить ханукию на окно, чтобы её свет был виден с улицы, но не выше 9,6 м от земли. Если в доме или в квартире два входа, устанавливают и зажигают две ханукии. Ханукальный светильник зажигают в том доме, где живут постоянно, и в той комнате, где обычно едят.

В традиции европейских евреев каждый взрослый мужчина в доме зажигает свечи на своём светильнике, в традиции восточных евреев глава семьи зажигает свечи для всех на одной общей ханукие. Чтобы хорошо исполнить заповедь, следует зажигать масло зейтим (оливковое), если   нет такой возможности – любое другое, которое не коптит, или свечи, но не те, что зажигают идолопоклонники. А фитили лучше всего делать из хлопковой нити или из ваты.

Все евреи обязаны зажигать ханукальные огни, даже нищий, живущий на подаяние. В соответствие с традицией восточных евреев свечи Хануки, нер Ханука, зажигает мужчина, глава семьи. Женщина зажигает и благословляет сама, если в доме нет мужчины (Бавли, Шабат 23а), или в том случае, когда мужчина не может зажечь (по болезни или другой причине), и тогда женщина помогает ему исполнить эту заповедь. И ещё зажигает в том случае, когда уходит время зажигания свечей Хануки, а муж задержался в дороге. В целях воспитания можно позволить зажечь свечу ребёнку, который понимает смысл заповеди и может произносить благословения.

Во время зажигания все члены семьи должны присутствовать, и отвечать на благословения: «Амен!».

Зажигать свечи Хануки изначально (леhатхила) правильно в момент выхода звёзд (но после молитвы арвит). В крайнем случае, когда есть опасность для жизни, или нет другой возможности, можно зажечь до выхода звёзд, но только после захода солнца.

Огонь Хануки должен гореть не менее получаса после выхода звёзд. Если нет возможности зажечь вовремя, постфактум (бэдиавад) можно зажечь, в течение всей ночи.

Когда пришло время зажигать, следует прекратить любую деятельность и даже изучение Торы, и нельзя есть (хлеб и всё, что едят с хлебом, но можно есть фрукты), пока не зажгли огонь Хануки. По традиции женщины воздерживаются от работы, пока горят свечи.

Запрещается пользоваться огнём Хануки для освещения. Поэтому зажигают шамаш, он служит для освещения, если нет другого света.

В первую ночь зажигают шамаш (дежурную свечу) и от него одну праздничную свечу. В следующую ночь зажигают шамаш и добавляют ещё одну, и её зажигают первой. В третью ночь ставят уже шамаш и три свечи и так далее – справа налево по одной свече. В последнюю ночь зажигают шамаш и восемь свечей. Нельзя зажигать одну свечу от другой, но только от шамаша. Если огонь погас раньше времени, следует снова зажечь от шамаша или от другого постороннего огня.

Тот, кто пропустил и не зажёг в одну из ночей, не добавляет в следующую ночь, а зажигает столько, сколько положено в этот раз. Зажигать следует или масло, или свечи, но не то и другое одновременно. Не выполняют заповедь Хануки, если зажигают газовый или электрический светильник.

В бет кнессете, в синагоге, ханукальный светильник принято устанавливать на южной стене, а огонь зажигать следует между молитвами Минха и Арвит (Маарив). Принято зажигать также утром перед молитвой Шахрит, но уже без благословений.

В пятницу, в йом hа-шиши, эрев шабат, огонь Хануки следует зажечь прежде шабатних свечей. Но масло или свечи должны гореть ещё полчаса после выхода звёзд. После окончания шабата в синагоге сначала зажигают свечи Хануки, а потом делают hавдалу, отделение праздника от будней. Но дома сначала следует выполнить hавдалу, а потом зажечь свечи Хануки.

Зажигают огонь Хануки в первый вечер и благословляют:

1. Барух Ата Ад-най Эло-эну Мэлэх hа-олам ашер кидэшану бэмицвотав вэцивону леhадлик нер Ханука.

2. Барух Ата Ад-най Эло-эну Мэлэх hа-олам шеаса нисим лаавотену байомим hа-hэм базман hазэ.

3. Барух Ата Ад-най Эло-эну Мэлэх hа-олам шеhэхаяну вэкийману вэhигиану лазман hазэ.

1. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать огонь Хануки.

2. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, сотворивший чудеса для наших отцов в те дни, в это же время.

3. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, давший нам жизнь, поддержавший нас и давший дожить нам до этого времени.

В последующие вечера произносят только два первых благословения, но всегда поют:

Анерот алалу анахну мадликин аль hанисим,

вэаль hатэшуот, вэаль анифлаот,

шеасита лаавотену аль йедей коhанеха hакэдошим.

Вэхоль шмонат йемей Ханука hанерот hалалу кодеш,
вээйн лану рэшут леhиштамеш баhэм,

эла лиръотам билвад, кэдей леhодот лишэмха

аль нисэха вэнифлэотэха вишуотэха.

Эти свечи мы зажигаем в память о спасении и о невиданных чудесах, которые Ты совершил ради наших отцов в те годы, в это время, руками твоих святых священников-коhаним. И все восемь дней Хануки эти свечи будут священны, и нет у нас права пользоваться ими, а только смотреть на них — чтобы благодарить и прославлять Твоё великое Имя за Твои чудеса и за дарованное Тобою спасение.

А также тридцатый мизмор Теhилим.

Каждое утро в течение восьми дней Хануки в «Шахрит» читают полный «hалель». Все восемь дней праздника после еды добавляют в молитвы и в благословения вставку о чуде Хануки.

Ханука самеах!

Ханука — Еврейский праздник чудес, огня и вкусных пончиков

Муж моей любимой сестры — еврей. Я очень люблю его. Это очень образованный, грамотный, талантливый и тонко чувствующий человек. Страшный модник. Люблю его, его разговоры, люблю слушать его речь, такую витиеватую, но всю по делу.

Поэтому изучаю все еврейские праздники и некоторые приветствия к этим празникам, что бы порадовать его.

Вот наступила Ханука. В 2015 году Ханука выпала на — 7/14 декабря. Что это такое и с чем ее едят…………

Еврейские праздники в декабре полностью состоят из Хануки. Всего отмечают восемь дней. Однако главным все-таки считается первый день. В этом праздник схож с христианской Пасхой. Ее также отмечают, начиная со дня воскрешения Христа, плюс еще неделю придерживаются традиций воскресения.

Ханука — праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы Иуды Маккавея над войсками селевкидского царя Антиоха в 164 г. до н.э. Масло, необходимое для зажигания храмового светильника — Меноры, было осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин чистого оливкового масла, которого должно было хватить на сутки, но светильник горел 8 дней. В память об этом счастливом событии Ханука и празднуется 8 дней, начиная с 25 дня месяца Кислева. В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — две и т.д., и пока в последний вечер не зажигаются восемь свечей. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

Ханука – что это слово обозначает? Откуда пошло именно это имя для еврейского праздника? На эти вопросы есть два варианта ответа. Первый гласит, что название идет от выражения «хануккат ха-мизбеах», что обозначает «обновление алтаря». В контексте праздника это означает, что за три года на святыни впервые пал свет, и они были очищены молитвой и жертвоприношением. Сторонники второй версии убеждают нас, что этимология лежит в другом: слово «ханука» стоит расшифровывать как «на двадцать пятый день отдохнули от врагов». Дело в том, что освобождение Иерусалима шло почти месяц. На двадцать пятый день повстанцы пробились в центр – то есть заняли Храм, тем самым освободив весь город. Врагов вокруг больше не было, и евреи смогли дать себе передышку. А самое главное – провести первый за три года религиозный обряд.

Менора

Все люди видели этот подсвечник из семи стволов, который есть в каждом доме иудея и даже на гербе независимого Израиля. Эти подставки – копии настоящей Меноры, которую в свое время вывез из Иерусалима сирийский царь. Важнейшим элементом Хануки является менора. Она попала почти во все национальные праздники евреев.

Ханука - Еврейский праздник чудес, огня и вкусных пончиков, фото № 1

Ханука - Еврейский праздник чудес, огня и вкусных пончиков, фото № 2

Ханукия

Ханукия – один из подвидов меноры, подсвечник с девятью стволами такой же формы. Традиция его использования сложна и интересна. Дело в так называемом «чуде Хануки». Когда евреи вошли в Храм, у них не было с собой священного масла, чтобы зажечь свечи. Также оно отсутствовало в самой святыне. Перерыв все, они нашли всего одну баночку, которой должно было хватить только на один день горения меноры.

Ханука - Еврейский праздник чудес, огня и вкусных пончиков, фото № 3

Ханука - Еврейский праздник чудес, огня и вкусных пончиков, фото № 4

Однако случилось невероятное – огонь продолжал держаться еще восемь дней, пока иудеи делали новое масло. В честь этого чуда и зажигают ханукия, причем особым способом. На первый день праздника зажигают свечу посередине, которая является девятой. То же самое делают и с первой. Девятую теперь будут использовать как «дар огня». С помощью нее и будут зажигать новые свечи. Каждый день они добавляются, пока очередь не дойдет до всех свечей. Это происходит восемь дней Хануки. Такая традиция – символ чуда, которое случилось в Иерусалимском Храме.

Что едят в Хануку

В Хануку принято есть все то, что готовится в масле или с использованием масла (очень не диетический праздник). Самое главное ханукальное блюдо это пончики с джемом внутри, которые жарят в масле. Еще одно традиционное блюдо это латкес (картофельные оладушки или драники), которые тоже жарят в масле и едят со сметаной или соусами.

Ханука - Еврейский праздник чудес, огня и вкусных пончиков, фото № 5

Вот сестра мне прислала фоточку….свежие пончики на Хануку.

Ханука - Еврейский праздник чудес, огня и вкусных пончиков, фото № 6

Традиции и ритуалы

Ханука имеет множество традиций. Национальные праздники всегда наполнены обычаями и ритуалами, переданными в наследие предыдущими поколениями. Первый из них – трудоемкий и ритуальный процесс зажжения меноры. Он должен иметь место у каждого еврея, и каждый из них должен следовать традиции. Так же ханукия зажигается в любом публичном месте – этим показывают, что сегодня великая неделя и напоминают об этом остальному миру. Кроме того, возле огней стоит посидеть полчаса, молясь и размышляя о своем месте в мире, созерцая и погружаясь в суть праздника – освобождение. В отличие от многих религиозных еврейских праздников, Ханука позволяет работать. Но большинство евреев все-таки предпочитают оставить труд ради глубинного изучения Торы. Считается, что в эти дни ее понимание и чтение становится более глубоким. Кроме того, раввинам положено отправиться в глухие деревни и села, чтобы принести иудейскую мудрость и туда. Таким образом, жители даже самых отдаленных поселений имеют возможность пообщаться с выдающимися иудейскими богословами. В праздник необходимо приобщать детей к Торе. Специально для этого была даже придумана игра, в которой кидают кости с заглавными буквами из предложений священного писания. Считается, что таким образом дети подсознательно приобщают себя к изучению сакральной книги. Необязательно, но желательно собраться всей семьей за большим семейным ужином. За ним важно обсуждать не светские дела, а различные религиозные темы, вспоминать отрывки из писания. Так как Тора имеет множество трактовок, это прекрасный способ найти время для дискуссии и их обсуждения. На подобном ужине должны уйти все споры. Те, кто в ссоре, обязаны помириться. Вообще, именно в эти дни еврей обязан попытаться преподнести свою веру другим людям. Считается, что именно в этот священный праздник у иудея есть возможность объяснить остальным плюсы своей религии.

Итак, Ханука – это один из главных праздников в иудейском календаре. Вряд ли можно представить себе современный иудаизм без нее. Ведь в разных концах Земли празднуется Ханука: в Москве, Иерусалиме, Нью-Йорке или Берлине. Тем не менее, самое интересное в этих днях – это их, если можно так сказать, арелигиозность. Ведь это, наверное, самый большой еврейский праздник, отдаленный от сакральных смыслов и имеющий истинную историческую ценность.

Ханука - Еврейский праздник чудес, огня и вкусных пончиков, фото № 7

Ханука: когда, где и как празднуют, чем угощают и что дарят

В среду, 13 декабря, начинается еврейский праздник свечей, который длится восемь дней. Об истории и традициях этого праздника — в материале Федерального агентства новостей.

Чудо Хануки

Ханука переводится с иврита как «освящение, обновление» и празднуется восемь дней, начиная с 25 числа третьего месяца еврейского года — кислева.

Праздник установлен во втором веке до нашей эры в память об освящении и очищении Иерусалимского храма от язычников после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры.

Малочисленная повстанческая армия под предводительством семьи Маккавеев в течение трех лет освобождала Иерусалим от греческих захватчиков, доказывая, что сила духа и высокие цели порой имеют решающее значение. 25 кислева Маккавеи освободили главную святыню — Храм, очистили его от скверны, обновили утварь и возобновили зажигание меноры.

По преданию, сделать это было не так просто, потому что не было ритуального чистого масла, а того, что нашлось, должно было хватить лишь на один день горения меноры. Но произошло чудо, и менора горела восемь дней — именно столько, сколько потребовалось на приготовление нового ритуального масла. Именно поэтому Ханука или, как ее еще называют, праздник свечей, отмечается восемь дней.

Традиции Хануки

В память о возобновлении зажигания меноры в Хануку каждый вечер евреи в своих домах зажигают свечи в специальном подсвечнике — ханукии. Одну свечу зажигают в первый день, две — во второй, три — в третий и так далее до восьми. Еще одна свеча, называемая шамаш, используется для зажигания остальных свечей и зажигается все восемь дней перед основными свечами. Согласно еврейской мудрости, «немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму». Общее число свечей, используемых во время Хануки, — 44.  

Поскольку празднование Хануки установлено мудрецами, запрета работать во время нее нет, однако детям в Израиле устраивают каникулы в школе.

Есть такое понятие, как ханукальные деньги, поскольку детям в Хануку принято дарить не только игрушки, но и деньги. А еще существует ханукальный волчок или дрейдл. Это четырехгранный волчок, с которым играют дети во время Хануки. На его гранях написаны буквы «Нун», «Гимел», «Хэй» и «Пэй», то есть первые буквы фразы «Чудо великое было здесь» (если играют в Израиле) или «Чудо великое было там» (если играют в диаспоре). В зависимости от того, какая буква выпадет, играющие совершают определенное действие с «банком». Играют, как правило, на мелкие монеты, яблоки или орехи.

Угощения на Хануку

Традиционными угощениями на Хануку являются картофельные оладьи (латкес) и сладкие пончики с вареньем или повидлом (суфганийот), которые обжаривают в растительном масле — в память о чистом ритуальном масле, которого хватило на восемь дней горения меноры в очищенном после язычников Иерусалимском храме.

Рецепт фирменных пончиков бывшей ленинградки Мирьям Авиталь Малкин, опубликованный на сайте Большой хоральной синагоги Петербурга.

Ингредиенты: 1 стакан воды, 4 стакана муки, 2 яйца, 1 ст. л. сухих дрожжей, 0,5 стакана сахара, немного соли, 3 ст. л подсолнечного масла, сливки или варенье.

Растворить сухие дрожжи в половине количества молока с разведенной в нем столовой ложкой сахара. Оставить на 15 минут, пока не появится «шапочка». Замешать дрожжи с мукой, сахаром, солью, добавить молоко и яйца, перемешать. Налить потихоньку масло в тесто. Замешивать долго, пока не надоест!

Положить тесто в большую миску, завернуть в одеяла, чтобы оно лучше подошло. Через час-полтора раскатать тесто толщиной не меньше сантиметра. Вырезать стаканом кружочки, оставить подойти еще на полчаса. В это время подогреть масло.

Жарятся пончики очень быстро с двух сторон на маленьком огне. Казан должен быть большой и широкий. Остудить, сделать небольшие разрезы посередине каждого пончика и начинить одной чайной ложкой взбитых сливок или варенья.

Также ханукальный стол украшают молочные продукты, прежде всего — сыр, а в качестве соуса чаще всего используется сметана.

Ханука в Петербурге

Иудеи Северной столицы начнут празднование Хануки во вторник, 12 декабря, в 19.15. В Синагоге на Лермонтовском проспекте они соберутся, чтобы зажечь первую ханукальную свечу на шестиметровом светильнике. А после этого начнется фейерверк.

В четверг, 14 декабря, евреи Петербурга и Ленобласти соберутся во Всеволожске. В 16 часов в центре «Южный» пройдет традиционный слет, на котором представители разных религий и культур смогут пообщаться друг с другом и стать немного ближе.

А 17 декабря в Большой Хоральной Синагоге Петербурга пройдет праздничный концерт с участием Ефима Шифрина и московской группы Mostov Band, которая исполнит традиционные еврейские песни.

Иудейский праздник Ханука — РИА Новости, 12.12.2017

Праздник Ханука посвящен чуду, происшедшему при освящении Второго иудейского Храма после победы еврейского военачальника Иуды Маккавея над войсками селевкидского царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Масло, необходимое для зажигания храмового светильника (меноры), было, по легенде, осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин «чистого» оливкового масла. Его должно было хватить только на сутки, но чудесным образом хватило на восемь дней горения меноры — именно на тот срок, который был необходим для приготовления нового, неоскверненного масла.

Тогда мудрецы постановили, что восемь дней, начиная с 25 числа месяца кислев, будут днями веселья в будущих поколениях, будет произноситься благодарственная молитва Галель и каждую ночь будут зажигаться светильники для публичного прославления чуда.

Праздник они назвали Ханукой, что означает «торжественное открытие, освящение». В этот день возобновилось служение Всевышнему в Иерусалимском Храме.

Еще одно объяснение названия праздника связано с тем, что слово «ханука» можно разбить на две части: «хану» («отдохнули») и «ка» (буквенную запись 25 числа месяца кислев). В этот день победители отдохнули от сражения с врагом.

В течение восьми дней праздника в синагогах читается молитва Галель (хваление), а в домах каждый вечер зажигают особый восьмисвечник — ханукию, или ханукальную менору, в который наливают оливковое масло. Если оливкового масла нет, можно зажечь свечи или заправить светильник любым другим маслом — желательно таким, которое не коптит и горит ярким, чистым пламенем.

Свечи или чашечки с маслом должны стоять на одной линии (не полукругом и не зигзагом) и на одном уровне (одна не выше и не ниже остальных). Расстояние между ними должно быть небольшим, но не настолько, чтобы одна свеча плавилась от жара другой или чтобы пламя стоящих рядом светильников сливалось.

Ханукальный светильник зажигают в том доме, где живут постоянно, и в той комнате, где обычно едят. Он устанавливается на видном месте на высоте не ниже 24 сантиметров и не выше 80 сантиметров от пола.

В качестве шамаша (служебного) девятого светильника, от которого зажигают остальные восемь, принято использовать свечу из воска.

Начинают зажигать ханукальный светильник вечером после захода солнца или после появления первых звезд — в первую ночь Хануки (с 24 на 25 кислева). Если по какой-либо причине в указанное время светильники зажечь не удалось, то их можно зажечь и произнести благословения, пока не спят члены семьи. После того, как все уже легли спать, ханукальный светильник зажигают, не произнося благословений. Тот, кто не успел зажечь их до рассвета, уже не должен зажигать их в этот день.

В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — две и т.д., пока в последний вечер не зажигаются все восемь свечей. Ханукальные огни должны гореть по меньшей мере в течение получаса после появления звезд.

Следовательно, у тех, кто зажигает свечи сразу после захода солнца, они должны гореть минимум 50 минут.

В соответствии с наиболее широко распространенным обычаем в первую ночь зажигают крайнюю правую свечу светильника. Во вторую ночь добавляют вторую свечу слева от первой, зажигают добавленную свечу первой, а затем двигаются вправо. Такая процедура повторяется каждую ночь, сначала зажигают добавленную свечу, затем остальные слева направо.

Не принято зажигать один ханукальный огонь от другого и тем более зажигать от него шамаш. Если один из огней погас раньше, чем истекло минимальное время горения ханукальных светильников, его зажигают снова с помощью шамаша или какой-нибудь другой свечи. Благословения при этом не произносят.

Когда наступает время зажигания ханукальных огней, запрещено есть и вообще заниматься чем бы то ни было. Заповедь зажигать ханукальные огни следует исполнять чрезвычайно тщательно. Она обязательна для всех: даже нищий, живущий на подаяния, обязан занять деньги или продать свою одежду, чтобы купить масло или, по крайней мере, свечи для ханукального светильника. С древних времен распространился обычай исполнять заповедь о зажигании ханукальных огней способом, который в Талмуде называется «меадрин мин амеадрин» («Лучшим из лучших»), а именно: каждый член семьи зажигает свой светильник, в первый вечер — один огонек, во второй — два, и так далее.

Не принято, чтобы женщины зажигали ханукальные светильники: они исполняют свой долг, присутствуя при зажигании огней мужем или отцом и отвечая «амен» на благословения, которые он при этом произносит. Даже незамужняя женщина сама не зажигает ханукальный светильник. По ее просьбе это может сделать какой-либо мужчина, даже если сам он уже исполнил эту обязанность. Но женщина обязана при этом присутствовать и отвечать «амен» на благословения, которые он произносит.

Мальчики начинают зажигать ханукальные огни за некоторое время до достижения ими совершеннолетия, но в последнее время широко распространился обычай приучать к исполнению этой заповеди даже самых маленьких — как только они оказываются способными самостоятельно зажечь светильник и произнести благословения.

Огни ханукальных светильников священны, поскольку их зажигают с единственной целью — исполнить заповедь. Поэтому запрещается пользоваться их светом для чтения или для какой-либо работы.
Ханукальные огни также зажигают в синагогах, чтобы еще шире распространить известие о чуде. Ханукальный светильник принято ставить у южной стены.

В последние десятилетия возникла традиция устанавливать большие ханукии на площадях городов мира, в том числе и в России.

Ханука — праздник веселый и радостный. Издавна сложился обычай устраивать в дни Хануки более обильные, чем обычно, трапезы, сопровождать их традиционными песнями, сложенными в честь этого праздника, и рассказывать о чудесах, которые Всевышний совершил для предков в те дни. В дни Хануки запрещено поститься, оплакивать умерших. Накануне Хануки и на следующий день после ее окончания поститься разрешено. В дни Хануки разрешено работать. Но, согласно древнему обычаю, все время, пока горят ханукальные светильники, женщины не работают.

В дни Хануки принято готовить традиционную ханукальную еду: картофельные оладьи (латкес) и пончики. С Ханукой связан и способ их приготовления с использованием растительного масла, что напоминает о ханукальном чуде. Также едят молочное — в особенности блюда, приготовленные из сыра.

В число праздничных традиций входит дарение детям игрушек или денег. По обычаю, в ночь на четвертый или пятый день Хануки родители дают детям (независимо от их возраста) «ханукальные деньги», которые, в принципе, могут быть ими использованы по своему усмотрению. Однако часть этих денег надо отдать на благотворительность.

Среди других обычаев праздника — игры в орехи, ханукальный четырехгранный волчок («свивон», «дрейдел») и др. Однако, азартных игр (карты и т. п.) в эти дни следует избегать.

Главный обычай Хануки — Хинух (воспитание — однокоренное со словом «Ханука») — воспитание как детей, так и всего народа. Его задача — добиться того, чтобы евреи не забывали о милости, оказанной им Всевышним, прославляли его и исполняли его заповеди.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 

какого числа, традиции, дата праздника

Ханука — иудейский праздник света, в 2019 году он начнется в воскресенье 22 декабря с заходом солнца и продлится до 30 декабря. Какие существуют традиции у этого праздника и как его принято отмечать — расскажем далее.

Ханука 2019 дата / фото УНИАН

Ханука — иудейский праздник, который ещё называется «Праздник свечей». Зажигая сотни свечей, иудеи как бы чтут память древних событий, которые повлияли на историю еврейского народа. Даже несмотря на уже наступившие холода, людей согревает тепло свечей и вера. В такие дни они собираются семьями за праздничным столом, поздравляя друг друга и восхваляя Господа молитвами и песнопениями.

Когда Ханука в 2019 году

Каждый год Хануку отмечают восемь дней. Если смотреть по еврейскому календарю, то этот праздник всегда торжествуют 25-го числа кислева месяца. А по григорианскому эта дата разнится каждый год, в 2019 году праздник отмечают с 22 по 30 декабря. Реально же праздник начнётся накануне после захода солнца, как и все иудейские праздники.

Ханука 2019 какого числа / фото УНИАН

Ханука: история праздника

Много веков назад, Иудея добровольно перешла под власть Александра Македонского. Он не вмешивался в религиозную жизнь евреев. После смерти Македонского Иудея побывала под верховенством разных правителей, но только когда власть захватили Селевкиды, в еврейскую среду начала проникать другая культура. Когда к правлению пришёл Антиох Епифан, ситуация ужесточилась. Евреев начали ущемлять, Тору запретили, как и все многовековые традиции, а Храмы разворовали и обставили идолами.

Читайте такжеЕвреи начали отмечать праздник свечей — Хануку

Иудейский народ не смог потерпеть такого неуважения и поднял восстание. Оно продлилось три года и, несмотря на неподготовленность, не вооружённость и малочисленность евреев по сравнению с греками, они всё же одержали победу. Этим иудейский народ доказал, что важно не количественное преимущество, а вера и сила духа. В осквернённом храме евреи нашли только один запечатанный кувшин масла для лампад. Его должно было хватить только на день, но каким-то чудом огонь горел целых восемь дней. За это время идолов убрали, снова освятили Храм и заготовили новые запасы масла.

Именно после этих событий уже много веков 25 кислева считается первым днём Хануки. Зажигая свечи, люди выражают благодарность Господу за его помощь, поддержку и чудеса.

Ханука как праздновать / фото УНИАН

Ханука традиции

Все восемь дней Хануки евреи зажигают свечи и ставят их в специальный подсвечник – ханукию. Количество свечей зависит от дня праздника, в первый день зажигают одну свечу, во второй – две и так до восьми. Свечи всегда добавляют слева направо, а зажигаю от дополнительного светильника – шамаша. Огонь должны зажигать абсолютно все и ставить ханукию на подоконник, тем самым «разглашая окружающим чудо».

Считается, что деньги на свечи обязан найти даже самый нищий еврей, ведь только их свет поможет рассеять зло.

В дни Хануки запрещено поститься. Обычно эти дни сопровождаются обильным застольем и весельем. Трапеза сопровождается молитвами и песнопениями в честь чудес Всевышнего. Блюда разнообразные и вкусны. Обычно это пончики с фруктами или шоколадом, густо посыпанные сахарной пудрой. Также готовят латкес, что-то вроде драников, а евреи, проживающие в Европе, разнообразят меню жареным хлебом с чесноком. Все блюда готовятся с использованием масла и на свой манер.

Ханука подсвечник / фото УНИАН

Во время Хануки обычные рабочие дни, только у детей каникулы, поэтому этот праздник ещё называется «детским». Правда, во время, когда горят свечи, женщинам запрещается выполнять любую работу как символ признательности Всевышнему.

Все мероприятия ориентированы в основном на детей. Для них устраиваются утренники и разнообразные развлечения, а также принято дарить подарки и деньги. Чтобы научить ребёнка распоряжаться материальным достатком, часть денег нужно отдать на благотворительность.

Читайте такжеМеждународное движение Хабад зажгло 15 тысяч ханукий в 100 странах мира

О всех прошедших событиях напоминает и игра ханукальный волчок. Раньше, когда был запрет на иудейские обычаи, с помощью четырехгранной юлы учили детей еврейскому языку. На каждой грани написаны первые буквы еврейского выражения. Если играют в Израиле, надпись гласит: «Чудо Великое было Здесь», а если же в диаспоре – «Чудо Великое было Там». Во время игры дети делают ставки сладостями и деньгами.

Не зависимо от места проживания и финансового состояния Хануку празднуют все евреи без исключений. Это праздник веселья, радости и надежд. А огонь, горящий в каждом окне, напоминает о присутствии Всевышнего, который помогает каждый миг и защитит от тьмы.

Ханука: видео

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о